Отчет о водном походе по Ладоге (10-20 августа 2009 г.)

Оглавление

День 1. Старт. Дача Винтера.
День 2. Дорога на Путсари.
День 3. Дневка на Путсари. Шторм.
День 4. Бухта Александра.
День 5. На пляже о.Орьятсари.
День 6. Дневка на о.Орьятсари.
День 7. На поиски городища
День 8. Опять Орьятсари.
День 9. Дневка.
День 10. Идем в сторону Сортавала.
День 11. Финиш на даче Винтера.
Итоги.

День первый (10 августа 2009 г.)

Мы на базе отдыха "дача Винтера" (широта  61°39'13.91"С, долгота  30°41'5.68"В). Отличное место, гостиприимные люди.

База отдыха расположена на территории бывшего загородного дома окружного врача Густава Ханес Винтера. Он был построен выдающимся архитектором Элиэлем Саариненом на месте одной из древних крепостей Северного Приладожья в 8 километрах от города Сортавала в 1908-1910 гг. Дом Винтера имеет весьма необычную архитектуру и является местной достопримечательностью.

Подъем в 8:30.
Отличная погода: солнечно, жарко, вода градусов 20.

Завтракали с 10:10 до 10:40.
Собираем байдарку, укладываем вещи.
К моменту выхода набежали тучи.

Вышли в 13:40.
Только отошли от берега пошел ливень, правда быстро закончился.

Через час после старта дошли до пролива между островами Хавус и  Тхаманка.

Еще через час были у входа в пролив Витто. Неуспешно попыталсь обогнуть слева безымянный остров у входа в пролив. Ошибка в навигаторе. Слева прохода не оказалось. Пришлось обойти справа. Внутри пролива удивительно тихие и красивые места.

Еще через полтора часа встали на ночлег. Удобная благоустроенная стоянка (столы, скамьи, очаг и т.д.). Дров мало. Стоянка находится на западном берегу острова Ряихясари, расположенного примерно посередине пролива Хасиансалми.  Координаты стоянки: широта 61°34'28.84"С, долгота  30°36'39.52"В.

Отсюда только 3.5 км до открытой Ладоги. Следующая фотография снята в сторону Ладоги.

Обнаружили вторую ошибку в картах Навиком - не обозначен остров Питкясари.

Статистика:
Без обеда прошли 18 км. за 3.5 часа.
Стояли 22 минуты.
Средняя скорость - 6 км/ч
Максимальная скорость - 10.5 км/ч.

День второй (11 августа 2009 г.)

Подъем в 9. Завтрак с 10:00 до 10:40.
Переменная облачность, ветренно, ветер встречный юго-западный. Несмотря на это тепло и вода теплая.

Вышли только в 12:30, так как долго  собирали парус.  Попробовали идти под парусом. После двух часов борьбы с ветром решили снять его и продолжить идти на веслах. Сделали для этого остановку на полуостове Карисари в 15:00 (широта  61°32'55.37"С. долгота  30°38'27.43"В).

На этом скалистом берегу оказалось множество росянок. Росянка - это насекомоядное растение.  Клейкое вещество, вырабатываемое листьями, оказывает паралитическое действие на насекомых и содержит пищеварительные ферменты. После того, как насекомое поймано, края листа закрываются, охватывая его целиком. Такой способ питания растения позволяет в условиях обеднённых почв усваивать из насекомого при его переваривании полезные для растения вещества. После того, как насекомое переварилось (обычно это занимает несколько дней), лист снова раскрывается.

Пока я охотился за росянками, мой друг обнаружил ягодную плантацию. Про меня конечно он не забыл :) Ягод и грибов было множество по всему нашему маршруту.

С 15 до 17:15 шли на веслах против ветра по большой волне. Волна была короткой и постоянно захлестывала нос. Вымокли и набрали в лодку воды. Погода ухудшилась, солнце скрылось за тучами.

Встали на острове Путсари (остров Святого Сергия) в бухте напротив о.Воррисари. Хорошая оборудованная стоянка (стол, очаг, скамья) с песчаным пляжем (широта  61°29'37.87"С, долгота  30°34'57.79"В). Правый берег нашей бухты - колоритная отвесная скала около 20-30 метров высотой. Слева пологие скальные берега, на которых может разместиться несколько лагерей, если основная стоянка занята. В общем всем стояночка хороша, только вот скала солнце заслоняет на закате и стало быть рано здесь темнеет. Уже в 17 стоянка в тени.

Итак, статистика:
Пройдено за день 13,6 км.
Время в пути 4:40, стояли 1 час.

День третий (12  августа 2009 г.)

Дневка. Подъем в 9:00.
С утра дует сильный ветер, порвало тент. Идет дождь.

В 12 все-таки вытряхнулись на прогулку. Дошли до озера Лауринлампи, на котором стоит церковь. К самой церкви подойти нельзя. Кругом на тропинках весять рукописные плакаты с просьбой не беспокоить.

Осмотрели бухту Лауринлахти. В ней часто останавливаются яхты, укрываясь от ладожских штормов. В этот день стояло две частные яхты и судно "Sea Hunter". На берегу бухты расположен скит Валаамского монастыря. С этим островом связана целая история.

В память о даровании острова императором Александром II Валаамскому монастырю где-то недалеко от нашей стоянки установлен памятный крест. Но мы его найти не сумели. Погода была плохая, периодически шел дождь и мы решили вернуться в лагерь по-раньше. Также мы не смогли добраться до военных сооружений то ли времен Второй Мировой, то ли - Финской войны.

В этот день Ладога штормила. Волны, разбиваясь о берег, поднимались, наверное, метров на 5. Страшно подумать, что было бы с байдаркой, попади мы в такой шторм.

На берегу, неподалеку от нашего лагеря, нашли палатку и рядом с ней, байдарку Таймень. Вчера мы их не видели, когда шли вдоль острова. Значит пришли после нас.

В нашей бухте очень ветренно. Преобладает восточный ветер. А вот в большой бухте Лауринлахти тихо и спокойно, есть хорошие места для стоянок, но людно.

Дождь шел все утро и с 14 до 20. Больше никуда не ходили. Спали, читали, валялись в палатке. В просвете между дождями пообедали. Ужинали сухофруктами и шоколадом. Ушла первая бутылка бензина 0.5 литров. Ее хватило на 4.5 едки.

День четвертый (13  августа 2009 г.)

Подъем в 7:30.
Долго сомневались выходить или нет. В нашей бухте волна небольшая, ветер тоже ослаб. И дождь закончился. Но вот, что там на открытой воде. Да и не все осмотрели. Все-таки решились идти дальше.

Вышли  в 11:30. На открытой воде волна оказалась приличная (1-1.5 метра), но к счастью она была кормовой и длинной (метров 10-15). Таким образом, волна не захлестывала нашу лодку и она шла по поверхности волн. Поскольку ветер был попутный и волна кормовой, мы не боялись кильнуться. Шли под парусом, ветер бодрый. Шли отлично. Правда сначала было страшно. Казалось, что нас тянет к берегу на скалы. Когда сзади нас догоняла очередная волна и мы вдруг начинали взлетать вверх, захватывало дух. Когда лодка начинала скользить вниз, казалось вот-вот и откроются  камни. Оказываясь внизу мы переставали иногда видеть берег. Мы боялись нарваться на подводные камни и поэтому держались дальше от берега и старательно обходили места с аномальным волнением. Через полчаса или час попривыкли и стали даже получать кайф от таких "веселых горок". Наша скорость под парусом достигала времена 11 км/час! (если верить GPS :) ).  Когда ушли с открытой воды кайф усилился. Ветер оставался по-прежнему сильным, но волны при этом не было. Странное явление! Лодка просто неслась мимо мелких островков.

Встали в 15:00 в бухте Александра (Широта: 61°35′43.64″С, Долгота: 30°43′34.55″В). Долго искали место, но не потому что их было мало, а, наоборот, из-за большого выбора стоянок. Все никак не могли найти лучшую :). Распогодилось. Погода стала солнечной, вода в бухте теплая. Очень красиво кругом.

Очередная ошибка на картах в GPS: в бухте Александара нет островов.

К вечеру в бухту пришли рыбаки на моторных лодках. Стало шумно. Мимо прошел какой-то туристический катер. Много комаров. Попробовал ловить рыбу на удочку, но ловилась одна мелюзга. Вечер подарил нам прекрасный закат. Вот парочка картинок.

Прошли 16 км.
Время в пути 2:45.
Средняя скорость 6 км/ч
Максимальная скорость 11 км/ч

День пятый (14 августа 2009 г.)

Подъем в 8:00. Утро началось спором на историческую тему :)

Вышли в 11:30. От вчерашней волнующейся Ладоги ни следа. Ладога сегодня просто Ладушка. Идем через пролив Вялисалми (Широта: 61°37′19.99″C, Долгота: 30°46′28.2″В) в залив Хонкалахти. В заливе много прекрасных стоянок. На острове Сури-Хепосари стояло 3 лагеря туристов. Залив очень красивый и спокойный, защищен от волнения и ветров.

На выходе из залива на мысу Питкякиеми острова Хонкасало в западной бухточке есть песчанный пляжик и стоянка.

В проливе Хонкасалонселькя встретили группу байдарок (4 шт.) по 2 чел. Видимо какой-то организованный поход.

Группа островов Карватсусари и т.д. не обозначена картах Навикома.

В заливе Перттилахти (Широта: 61°36′32.45″С, Долгота: 30°55′31.41″В)  на острове Орьятсари отличный песчанный пляж и целый музей деревянного зодчества. Из калиброванного бруса построены беседки, столы, скамьи, туалет. Разумеется очаг. Все это на просторной поляне под соснами, почти на самом берегу. Может остановиться очень много людей.

При входе в залив есть еще одна неплохая стоянка для тех, кто не успел занять основную пятизвездочную :). Нам повезло и мы встали на основной.

После обеда попытались подняться на вершину горы Мустомяки (61.2м), но не дошли.  Мокрая после дождя трава, болотце у поднижия. Очень не хватало резиновых сапог. Вышли на склон, обращенный в сторону Ладоги, и сделали несколько снимков.

Впервые увидел явление "высящие острова". Такое впечатление, что острова парят над водой в воздухе.

Потом спустились и прогулялись вдоль берега залива по скалистым берегам. Периодически брызгал дождик.

По дороге к заливу наблюдали еще одно интересно явление, но на этот раз рукотворное, кресты на мысах, обращенных в открытую Ладогу. Согласно некоторым источникам это были путеводные кресты. Такая навигационная система существовала на берегах Ладоги до 16 века. и к этому времени на месте крестов стояли православные церкви. Возможно сейчас решили возродить эту традицию, а может быть просто их ставят в память об уничтоженных церквях.

Прошли 15.2 км.
Время в пути 2:45.
Из них 16 минут стояли.
Средняя скорость 6.1 км/ч.

День шестой (15 августа 2009 г.)

Дневка. Стоим в заливе Перттилахти.
 Пасмурно. В первой половине дня штиль. После 14 появился ветерок и стало солнечно.

К мысу подошел катер и долго стоял там. Что они там делали непонятно. Может быть грузили камень. В залив пришли еще две лодки с отдыхающими.

Мы же загорали и гуляли вдоль берега залива.

На ладожских берегах произрастает огромное множество различных мхов. Их количество и разнообразие поражает.

На берегу недалеко от лагеря, нашли вот такой странный объект. Два боковых плавника и один хвостовой (оторван). Все плавники регулируемые. У каждого есть свой шкала. Внутри объект похоже был пустой. Рядом лежит стандартная бутылка 0.6 л. Назначение точно до сих пор не удалось выяснить. Если кто подскажет, большое спасибо :)

Ушел второй баллон бензина. Его хватило на 6.5 едок.

День седьмой (16  августа 2009 г.)

Подъем в 8:30. Вышли в 12:30 под парусом.

Погода отличная, свежий попутный ветер. Дошли, не снимая парус, до острова со вкусным названием Мякисало.

Средняя скорость составила 6.1 км/ч. В среднем не получается идти под парусом быстрее, чем на веслах. Зато руки не устают.

Погода ухудшилась. Пошел дождь. Пытаемся найти место для лагеря, высматриваем городище. На острове должны быть расположены два древних городища. Одно (II тыс. до н. э.) зап.часть острова. Второе (ХIV в.) ю-в часть острова.

С воды ничего увидеть не удалось. Стоянок тоже на юго-западном берегу не обнаружили. Там вообще нет мест удобных для остановки. В небольших заливах берег зарос камышом. Ошибочно решили, что наиболее удобное место для городища - это залив Сипронлахти на юго-восточном берегу острова. Решили идти к нему и обойти остров с юга. Мы не учли тот факт, что городища выполняли роль крепостей и в таком случае их нужно было искать на возвышенностях, а не в заливе на берегу.

Непрерывано шел дождь. Поднялась небольшая волна. Во время прохода мимо южного мыса у нас накренилась мачта. К счастью мы были в 10-20 метрах от берега и волна позволила причалить, хотя и заливала иногда лодку. Оказалось, что выкрутились саморезы и отвалился степс. Мачта, потеряв опору стала раскачиваться. Саморезы нашли и степс прикрутили обратно. Поправили подмачтовую балку. Пока занимались ремонтом набрали ведро воды.

Залив Сипронлахти оказался занят рыбным хозяйством и нас туда не пустили. Про городища работники хозяйства ничего не знали.

Продолжили обход острова. Не смогли найти ни одной стоянки. На северной оконечности острова, напротив населенного пункта Ляскеля, находится пристань и были люди на пикнике. Обошли остров фактически от горы Линнимяки до мыса Лумпунниеми, но стоянок не нашли.

Дождь продолжал идти, в лодке много воды. Мы вымокли и проголодались. Было уже дело к вечеру. Решили идти дальше по маршруту и встать на первом же подходящем месте.

Шли теперь против ветра. Парус не сняли, надеялись что он поможет, да и время терять не хотелось. В итоге шли на веслах, а парус болтался во флюгерном положении. Встали на острове Карпансари, на мысу Риутанниеми (Широта: 61°40′53.29″С, Долгота: 30°57′12.14″В). Угреблись. Погода ухудшилась и дождь превратился в ливень. Стоянка плохая. Вдали виден поселок.

Пройдено 21.8 км.
Время в пути 4:15
Стояли минут 15-20
Максимальная скорость 13 км/ч.
Средняя 5.1 км/ч.

День восьмой (17 августа 2009 г.)

Подъем в 10:00. Сушимся. Дождь шел и ночью. Показалось солнышко. Потом еще полчаса дождя. И наконец опять солнце.

Вышли в 14. Встали на обратной северной стороне острова Орьятсари (Широта: 61°37′25.94″С, Долгота: 30°54′46.3″В) в заливе Хярянпохьянселькя. Хорошая оборудованная стоянка с баней. Решели остановиться на дневку. Можно сходить в пешеходную прогулку и пересечь остров. Погода вроде бы налаживается.

Пройдено 8.4 км.
Время в пути 1:50.
Стояли 8 минут.
Скорость максимальная 9 км/ч.
Скорость средняя 5 км/ч.

День девятый (18  августа 2009 г.)

Встали в 10:00. Погода отличная. Тепло, солнечно, слабый ветерок.

Отправились пехом в залив Ламметлахти, расположенный на противоположном берегу нашего острова Орьятсари.  По дороге туда обнаружили признаки когда-то обжитых мест: каменный колодец, кусты смородины. Складывается впечатление, что когда-то здесь мог быть финский хутор. В заливе не оказалось мест для стоянок. Берег грязный, заросший,  выглядит абсолютно диким. Но на дереве на самом берегу я нашел скворечник с прогнившим дном. Песчаного пляжа, как в соседнем заливе Перттилахти, нет. Прогулка заняла 2 часа. Прошли 4.3 км.

Еще раз убедился в необходимости резиновых сапог в таких поездках. Также будет полезен небольшой рюкзак для радиалок, куда можно сложить воду, перекус, карту, куртку.

День десятый (19 августа 2009 г.)

Подъем в 8:00. Вышли в 10:40. Самые быстрые сборы. Идем уже в сторону Сортавалы.
Сильный северный ветер. Но в нашем заливе волны большой нет. Идем узким проливом Синисалми. По дороге встречаем остатки хутора справа по ходу на о. Тулолансари.

В заливе Хонкасалонселькя нас встретила сильная короткая боковая волна. Ильмень стал гораздо легче и поэтому выше над водой, больше парусность. Стало труднее удерживать его на курсе. Нас постоянно окатывает водой. Волна буквально прокатывается по лодке. Ветер по-прежнему северный и очень бодрый. Держим курс на остров Кирнисари (Широта: 61°38′55.73″С, Долгота: 30°49′16.29″В), за которым расположен пролив, ведущий в залив Хонкалахти.

В этот пролив нас буквально внесло на гребне волны. Еще одно открытие для ладожских новичков. Между островами в узких проливах образуются течения во время волнения на большой Ладоге. Ветром нагоняет волну и она создает давление и ток воды с открытой воды внутрь шхер. Думаю, если бы мы хотели выйти, нам пришлось бы попотеть, а так нас буквально втянуло внутрь очередного архипелага. Хотя из  предыдущего пролива мы вышли легко.

Еще  раз порадовались красоте островов внутри залива Хонкалахти,  но уже пора идти домой.

Встали в 13:30 недалеко у мысы Ламокиеми острова Ккалансари (Широта: 61°37′37.05″С, Долгота: 30°44′57.36″В). Отличная стоянка с видом на открытую Ладогу и пролив Маркатсимансалми, ведущий к Сортавале.

На этот раз эффект "парящих островов" проявил себя гораздо интереснее. Был виден храм, расположенный на острове Валаам, но самого острова видно не было. Белоснежный храм как-быдто бы парил в воздухе над Ладогой. Удивительно зрелище.

Виды с нашей стоянки.

Прошли 13.5 км.
Время в пути 2:44
Стояли 20 мин.
Средняя скорость 5.6 км/ч
Максимальная скорость 9.2 км/ч.

День одиннадцатый (20  августа 2009 г.)

Подъем в 8:00.
В 9:00 прошел метеор на Валаам.
Вышли без завтрака в 9:08.
Ветер встречный, северный. Волна незначительная.
Шли вдоль правого походу берега пролива. На даче Винтера завтракаем и сушимся.

Выехали домой в 13:00. Около 16:30 встали на обед под Приозерском на озере Молодежном. Очень красивый вид на озеро и лес.

По дороге из Сортавалы в Приозерск асфальт закончился не доезжая Куркиеки. Дальше почти  до Кузнечного идет грунтовка. На ней насчитали 4 коротких куска асфальт: в Куркиеки, в Хийтола, Куликово и перед границей Карелии и Ленобласти.
Дома был в 20:51.

Расчет подъемной силы паруса.
F = (C p V^2 S) / 2, где

С - коэффициент подъемной силы,
p - плотность воздуха в кг/м^2
V - скорость ветра
S - площадь паруса

p = 0.125
C = 0.32 для альфа от 10 до 15 град.

Календарь погоды во время похода

1. 8 авг. Заезд. Дождь
2. 9 авг. Поездка на Валаам. Солнце
3. 10 авг. Встали на воду. Дождь
4. 11 авг. День 2. Пасмурно. Сильный ветер
5. 12 авг. День 3. Дождь. Шторм
6. 13 авг. День 4. Перем. обл.
7. 14 авг. День 5. Солнце. Штиль.
8. 15 авг. День 6. Солнце. Штиль.
9. 16 авг. День 7. Ливень. Ветер.
10. 17 авг. День 8. Дождь.
11. 18 авг. День 9. Перем. обл.
12. 19 авг. День 10. Перем. обл.
13. 20 авг. День 11. Дождь.