о.Крит (Греция) июль-август 2011

Оглавление

День 1. Заезд. Описание отеля.
День 2. Дворец в Малии.
День 3. Ираклион.
День 4. Санторини.
День 5. Санторини.
День 6. Выбор проката автомобиля.
День 7. Пляжный день.
День 8. Агиас Николас - Иерапетра.
День 9. Плато Лассити, Кносс.
День 10. Гортина, Фестос и Матала.
День 11. Ханья. Пляжи Фаласарна и Элафониси.
День 12. Пляж Балос.
День 13. Пляжный день.
День 14. Пляжный день.
День 15. Обратно домой.

День первый (29 июля пятница)

Мы приобрели горящий тур в Грецию на остров Крит за 3 дня до поездки. Тур предполагал 14 дней отдыха в небольшом семейном отеле Thisvi apartments (2*) в поселке Сталида . В стоимость входили только проживание и завтраки. Путевка приобреталась в турагенстве "Интурист".

Вылетели в 5:00 авиакомпанией "Россия" (самолет Boeing-767-300). Прилетели в Ираклион (столица Крита) точно по расписанию в 8:15 по греческому времени (-1 от московского). Паспортный контроль занял примерно полчаса. Говорят, что "Россия" летает чаще всего без опозданий. С нами отдыхали ребята из Казани. Так их самолет опоздал на 10 часов!

Нас встречала туркомпания Millennium Travel. Встреча была организована очень хорошо, быстро и оперативно мы были усажены в отличный автобус, и довольно скоро он уже петлял по греческим деревушкам вдоль моря, развозя туристов по отелям. Нам выдали по конверту с брошюрой, описывающей достопримечательности Крита, списком экскурсий, контактными телефонами сотрудников туркомпании и медицинской службы. По дороге сотрудница Millennium Travel познакомила нас с программой возможных экскурсий. Ценник находился в пределах от 42 до 143 евро за человека. Мы уже знали, что на Крите можно взять в аренду автомобиль за 30 евро в сутки, и поэтому покупать экскурсии не стали.

Наш отель был одним из последних и находился в населеном пункте Сталида (Stalida или Stalis) в 35 км от Ираклиона. В 10 часов утра мы были на месте.

Отель расположен очень удачно. Он находится прямо на набережной, в 250 метрах от ближайшего пляжа. Все пляжи в Греции являются муниципальной собственностью, то есть принадлежат государству. Поэтому вход на пляжи всегда свободный. Ближайший пляж расположен напротив пятизвездочного отеля "Blue sea", и поэтому он в очень хорошем состоянии. Хотя грязных или неопрятных пляжей на Крите нам вообще не встречалось. Платить нужно только за лежаки и зонт. Обычно это стоит 5 евро в день. Но если пройти дальше, то можно найти и дешевле - 3.5 евро. После обеда деньги обычно не берут, так что если прийти часов в 16, то можно спокойно устроиться на лежаках. Мы же решили купить пару соломенных подстилок (по 2 евро) и пляжный зонт (6 евро).

Дополнительный плюс в расположении отеля - это то, что он находится в конце набережной, где не так шумно и людно. До центра поселка идти недалеко, а вот отдыхать лучше в тишине.

Единственный минус в расположении был следующий: вечером, когда солнце уходит за гору, наша часть побережья раньше оказывалась в тени. В 19:30 солнца уже не видно на ближайшем пляже. Но можно пройти подальше.

Набережная представляет собой множество пестрых маленьких магазинчиков, ресторанов и кафе, мимо которых непрерывно движутся туристы, мопеды, квадрациклы и пр.

Отель очень небольшой, но комфортно спланированный. На первом этаже находится магазин и кафе, где отдыхающие завтракают и ужинают. Открытое кафе выходит на море, и здесь было очень приятно завтракать. В магазинчике можно купить все необходимое, начиная от еды, заканчивая всякими хоз. причиндалами. Цены нам показались не выше чем в Петербурге.

На следующем уровне находится бассейн с пресной водой и места для принятия солнечных ванн. Отель предлагает бесплатно лежаки, тенты и всякую надувную хрень для плавания (матрас, круги, какие-то уточки и пр.). Есть также душ.

Сразу за бассейном терраса основного здания отеля. Отель трехэтажный. В нем только 27 номеров, часть из которых оснащены кухонькой. У нас был именно такой номер (№12).

На фотографии ниже показан вид с лоджии нашего номера.

Номер был оснащен кондиционером, но за него нужно было дополнительно платить (5 евро/сут.). Сейф стоил 1 евро в сутки.

Номер был вполне приличный. Мебель не новая, но в нормальном состоянии. Единственный недостаток был связан с периодическим отсутствием горячей воды, как правило в час-пик. Поскольку жара стояла страшная, то холодная вода не была холодной, и проблема эта нас не беспокоила.

Ужинали в таверне "Roma". Это заведение расположено напротив отеля "Blue sea", недалеко от нашего отеля. Привлекло оно нас бесплатным WiFi. Мы заказали традиционные греческие блюда: мусака (6.80 евро), гирос (6.80), греческий салат (4.50). Все было вкусно. Порции везде на Крите большие. Цены здесь в этой таверне средние. Интернет оказался неважным (медленный и нестабильный). Кстати пароль был roma1234.

День второй (30 августа, суббота)

Завтраки в отеле с 7:30 до 9:30. И завтраки, нужно отметить, весьма умеренные, потому что континентальные :) Выбор был следующий: яйца, хлопья, ветчина, сыр, масло, хлеб, джем, кексы, апельсиновый сок, кофе, молоко, сливки.

После завтрака окунулись и в 11 часов отправились пешком вдоль моря к раскопкам, расположенным недалеко от соседнего поселка Малия (Malia). Сам поселок стоит чуть в стороне от моря. Согласно Nokia Ovi Maps (версия 3.06, версия карт 0.2.43.117) руины дворца должны были находится всего в трех километрах от нашего отеля, и мы расчитывали туда добраться меньше чем за час. Как бы ни так! Расстояние оказалось в три раза больше (совершенно обыкновенное дело для Nokia Ovi Maps). Шли часа 2 под палящим солнцем (заходили в магазины по дороге, чтобы охладиться). К руинам добрались к 13:30 . Входной билет стоил 4 евро с носа.

Руины обыкновенные, коих множество на Крите. Думаю, что обязательными для посещения должны быть Кносс и Гортина. Остальные можно пропустить.

Обратно пошли в Малию и сели там на автобус до Сталиды. Минимальная стоимость проезда в автобусах составляет 1.60 евро. Билеты можно покупать в соседних от остановки магазинчиках или у кондуктора. Автобусы отличные, с кондиционерами. Ехали около 10 минут. В отель вернулись в 15:30.

До 19:30 были у бассейна, там легче переносить жару. Обедали арбузом (2 евро) и булочками (0.60 евро). Вечером искупались и прогулялись по набережной.

День третий (31 августа воскресенье).

Встали в 7, сгоняли на пляж, потом к 9 на завтрак. В 10 выехали в Ираклион. Билет на автобус стоил 3.70 евро. Время в пути 50 минут.

Начали с осмотра старой венецианской крепости в порту.

Потом отправились на поиски билетов на паром на о.Санторини. Существует два вида паромов. Быстрый паром отправляется каждый день в 9:45. Дорога в одну сторону занимает 2 часа. билеты можно купить на пристани за 45 минут до отправления парома. После отправления парома билетная касса закрывается и билеты нужно покупать в турагенствах в городе. Цена такая же как и в порту - 97 евро туда и обратно.

Существует более дешевый способ добраться до Санторини. Эти паромы идут в два раза дольше и в неудобное время. Зато стоят в три раза дешевле. Билеты можно купить в здание морского порта. Расписание и цены смотрите на фотографии ниже.

К слову сказать, порт и здание пассажирского терминала находятся прямо напротив автовокзала, так что идти далеко не нужно.

Прогулка по городу заняла 4 часа. Крепостная стена не произвела большого впечатления. Посетили временную выставку археологического музея. Он считается вторым по величине и значимости после музея в Афинах, но уже который год закрыт на ремонт. Выставка небольшая, всего один зал. Но сходить стоит. Хотели также посетить рыбный рынок, но он оказался закрыт в воскресенье.

Прошлись по центральным улицам города.

Храм Святого Тита.

Одна из центральных улиц города - улица Мучеников 25-го Августа, получившая свое название от кровавой расправы, учиненной турками в 1898г.

Венецианская лоджия - центр собраний и отдыха венецианских вельмож 1628 г.

Фонтан Морозини (1628 г.).

Кафедральный собор Агиос Минас (Agios Minas).

Типичная улица Ираклиона.

Ужинали в Сталиде в ближайшей к отелю таверне "9 muses". Заказали дораду, морской язык и салат (20 евро). Интернет здесь отсутствует. Хорошее кафе, можем рекомендовать. К тому же расположено в двух шагах от отеля.

День четвертый (1 августа, понедельник)

Едем на о.Санторини. Подъем в 7 утра, завтрак в 7:40, автобус в 8:15.

"... около полутора тысяч лет до н.э (1500 до н.э - 1645 до н.э по разным оценкам) произошло событие, решительным образом изменившее как историю древнего мира, так и форму острова. Речь идёт о страшном извержении вулкана Санторин. В результате извержения кратер вулкана провалился и образовалась огромная кальдера (воронка), которая сразу же была заполнена морем.... После заполнения жерла вулкана водой произошло её испарение и огромной силы взрыв (эффект парового котла), который вызвал огромное цунами, высотой предположительно от 100 до 200 м, обрушившееся на северное побережье Крита. Последствием цунами стал закат минойской цивилизации. ....Существуют научные исследования, пытающиеся доказать, что затонувший остров был так долго искомой Атлантидой." (wikipedia)

Паром вышел по расписанию в 9:45. Многие люди покупали билеты непосредственно перед отправлением в кассе на пристани. Дорога заняла 2 часа.

Отель мы заранее не бронировали. Мы предположили, что на месте, в порту, будет масса предложений. Так и получилось. В порту оказалось множество туркомпаний, которые предлагали совершенно разнообразные варианты поселения. Мы долго не выбирали. Остановились на варианте отеля "Olympia" 50 евро за ночь. Номер оказался даже лучше нашего в Сталиде. Там был кондиционер, бесплатный WiFi отличного качества. Этот отель находится в 20 минутах ходьбы от центра города Фира.

Трансфер в отель входил в стоимость номера. Из порта в Фиру также ходят рейсовые автобусы раз в полчаса. Расписание автобусов на острове см. ниже.

До 16 погуляли в Фире вдоль кальдеры. Для осмотра Фиры требуется больше времени, чем три часа. Но мы торопились.

К 17 перебрались на рейсовом автобусе в Ия. Переезд занял 25 минут. Ия известна своими закатами. Закат удобнее всего наблюдать в старом форте.

Вид на г.Ия из форта.

К моменту заката туда набилась уже огромная толпа туристов из разных стран.

В 20:15 солнышко благополучно село.

Цены в г.Ия выше, чем в Фире. В целом Санторини дороже, чем Крит.
В 21:15 выехали обратно. В 22:05 были в отеле.

День пятый (2 августа, вторник)

В этот день мы решили проехаться по самым известным пляжам острова Санторини. В 9:30 загрузились в автобус до Акротири (Akrotiri), где расположен так называемый красный пляж (Red Beach). Стоимость проезда составила 1.90 евро.

Сам пляж нашли не сразу. Автобус останавливется у самого берега. Нужно пройти метров 50 назад и повернуть налево на дорогу, идущую вдоль моря немного вверх. Вскоре дорога приведет к небольшой церкви, за которой будет тропа на пляж.

На пляже можно взять стандартный набор: два лежака и зонт. Это стоит 8 евро в день.

После 11 мы перебрались на другой пляж в Перисса (Perissa). Здесь туристам предлагается черный пляж (Black beach). Обычный песок смешан с черным. Очень сильно нагревается на солнце. Удобнее туда добираться из Фиры (дорога занимает 40 минут). Из Акротири прямого автобуса нет. Мы пересели где-то по дороге. Соответственно заплатили два раза по 1.60 евро за билет. Пляж совершенно стандартный, хорошо обустроен, толпа народа. Но вот вода здесь была очень хорошая. Любопытно, что на Санторини, в отличии от Крита, очень много американцев. Наиболее живописная часть - левый край пляжа, там красивые скалы. Зонт и лежаки здесь по 5 евро.

В 16 вернулись в Фиру, перекусили и выехали в порт. Автобус стоил 2.20 евро. Паром опоздал на 45 минут.

Вернулись в Ираклион в 20:45. Около 22 вернулись домой.

День шестой (3 августа, среда)

В этот день мы решили определиться с выбором машины. Millennium Travel предлагает автомобили в аренду, но стоимость в два раза выше, чем у конкурентов на набережной. Они объясняют высокие цены надежной страховкой. Мол у конкурентов не застрахованы шины, колеса, днище, стекла и зеркала и т.д. Однако все компании предлагали нам полную страховку с подробным договором. Короче говоря, мы решили брать машину в другой компании.

На набережной в Сталиде множество пунктов проката. С первого августа начинается самый горячий сезон, и цена немного повышаются. Поэтому лучше постараться взять машину раньше. Мы обошли около десятка различных пунктов проката. Наша цель была найти самый дешевый автомобиль. Обычно таким автомобилем здесь является Hyundai  Atos. Небольшой автомобиль - очень удобный выбор для прогулок по Криту. Улицы в городках очень узкие, движение активное, парковочных мест мало. На таких машинках гораздо легче перемещаться в таких условиях.

При выборе проката и затем при офрмлении договора следует обратить внимание на следующие вещи:

Во-первых, нужно проверить какие варианты страхования предлагает компания. Наиболее полная страховка автомобиля от повреждений называется SCDW (Special full insurance). При этом арендатор полностью освобождается от всякой ответственности за нанесение вреда автомобилю. Существует вариант подешевле (Full insurance). Это вариант с франшизой. Отдельно нужно оговорить и отметить в договоре будут ли покрываться страховкой стекла, зеркала, колеса, шины, днище автомобиля.

Также необходимо убедиться в наличии страховки водителя и пассажиров (Personal accident insurance) и страховки от угона (theft protection).

В итоге мы остановили свой выбор на компании Fox Rent a Car. Мы оплатили 20 евро аванс и подписали договор аренды на греческом и английском языках. Машину договорились взять через два дня. Машина нам обошлась в 140 евро за 5 дней.

Немного не доходя до Fox Rent a Car, на противоположной стороне улицы, мы обнаружили другой прокат, заслуживающий внимания. Там не было Атоса, поэтому мы продолжили поиски. Но там предлагали очень хороший договор на русском языке, в котором не нужно было ничего отдельно дописывать и оговаривать.

Остальное время мы провели на пляже. Облачность была в этот день переменная, дул ветер, и море волновалось.

Ужинали в ресторане Ellas. Это самый лучший ресторан в Сталиде из тех, которые мы посетили. Приятная атмосфера традиционной греческой таверны, внимательный и приветливый персонал. Посетителей бесплатно угощают местной водкой и арбузом :) После ужина предложили на выбор водку, ликер или коктейль за счет заведения. По понедельникам и пятницам в 20 часов здесь учат танцевать сиртаки. Но на это мероприятие нам попасть не удалось, к сожалению. Ресторан находится на боковой улочке. Нужно по набержной (beach road) дойти до перекрестка, на одном углу которого расположен ресторан "Marias Golden Beach", а на другом - фотолаборатория Кодак. Над фотолабораторией на крыше плакат с указателем на Ellas. На этом перекрестке нужно повернуть в сторону от моря и пройти метров 50. На следущем углу находится Ellas. Мы заказали рыбу-меч, стефадо и неизменный греческий салат. Все это стоило 21.50 евро.

День седьмой (4 августа, четверг)

Встали в 8:30. До 12 были на пляже, потом переползли к бассейну в отель. Пообедали арбузом. В 18 опять на пляж. Весь день читали книги, привезенные с собой.

День восьмой (5 августа, пятница)

Сегодня начинаются наши автомобильные путешествия.  Подошли к офису в 9:10. Нас ждал приятный сюрприз. Обещанного Атоса не оказалось в наличии, и нам дали на этот день более дорогой автомобиль VW Polo. Комплектация была самая простая. Зеркала нужно было крутить руками, стеклоподьемников не было, отсутствовал центральный замок. Непривычная схема переключения передач - задняя скорость там, где обычно первая. Но в целом автомобиль очень понравился.

Выехали на маршрут в 10:35.

Первым объектом был городок Агиос Николас (Agios Nikolaos). Очень живописное место. В центре есть небольшое озеро. Добрались до него за 45 минут. Расстояние от Сталиды 32 км. На осмотр центральной части города ушло 2.5 часа. Шикарный вид на город и порт открывается со скалы над озером. Над скалой проходит одна из улиц, там есть небольшая смотровая площадка.

Далее проехали через поселок Элоунда (Elounda) в 7 км от Николаса. Здесь много фешенебельных вилл и дорогих отелей.

Следующий поселок Плака (Plaka) еще через 3 км, откуда поглядели на о.Спиналонга. На сам остров решили не ездить. Здесь можно взять байдарку и сгонять на Спиналонгу.

Почти весь остров занимает венецианская крепость. Во время войны с турками этот остров держался... 36 лет! Потом там был приют для прокаженных...Пишут, что так греки выжили оттуда турок...

Искупались и продолжили путь. Вернулись в Элоунду и оттуда по горной дороге поехали к монастырю Аретио.

Посмотрели горные деревушки Фурни (Fourni) и Кастелли (Kastelli) и выехали опять на национальную трассу в районе Лимнес (Limnes) в районе 17 часов.

Следующую остановку мы сделали на южном берегу Крита в городе Иерапетра (Ierapetra) примерно через 1 час. Это самый южный город Европы. Говорят, что температура воды здесь всегда на 2-3 градуса выше, и даже зимой сюда можно приежать на отдых. Поскольку дело уже было к вечеру, мы не стали здесь задерживаться надолго. Прошлись по набережной до очередной венецианской крепости и, несколько разочаровавшись, отправились дальше.

Последним пунктом на нашем маршруте был пляж в поселке Агиа Фотия (Agia Fotia) в 15 км от Иерапетры. Сюда мы добрались в 19:15. В путеводителях особенно хвалили пляжи южного берега, и нам хотелось взглянуть на один из них. Пляж расположился в укромной бухточке между двумя скалами. Особенно запомнилась кристально чистая и какая-то по особенному мягкая вода.

На обратном пути, двигаясь по национальной дороге, случайно съехали на старую дорогу в районе г. Ниаполи (Niapoli). Обратного съезда найти не смогли. Наш навигатор Nokia Ovi Maps постоянно выводил нас на какие-то пустыри или тупики вместо съездов. Пользоваться этой программой стало просто невыносимо. Мы бросили попытки искать выезд и продолжили двигаться по старой дороге через Латсида (Latsida) и Врахаси (Vrahasi), пока она нас сама не вывела на хай вей.

Всего мы проехали в этот день 247 км и сожгли около 15 литров бензина (на 30 евро по 1.8 евро/литр). Примерно 150 км проехали с включенным кондиционером. Средний расход составил 6 литров на 100 км. Ближайшая заправка в восточном направлении от Сталиды на окраине Малии.

Были дома после 23.

День девятый (6 августа, суббота)

В 9 утра заменили автомобиль на Atos, который мы собственно и заказывали.

Выехали в 9:30. Ощущения от Атоса смешаные. Дорогу держит хуже, шумнее, сидеть менее удобно. Интерьер лучше продуман у Polo. Зато у нас теперь появился центральный замок. Очень полезная функция, когда выходишь из автомобиль раз по двадцать в день. Также мы получили более мощный кондиционер, стеклоподъемники и большие зеркала.

Обе машины были с дефектами. У Поло последние 20 км горел Check Engine, у Атоса сломано правое зеркало, и не работает прикуриватель, так что GPS пользоваться не получилось.

Первым населенным пунктом у нас был Mohos. Дорога начинается прямо от Сталиды. С нее открываются хорошие виды на побережье. Виды красивые, но не фотогеничные.

Далее по горному серпантину мы проехали через поселок Krasi, где полюбовались гиганским платаном. В остальном деревушка мало интересна. Вокруг платана расположились несколько сувенирных магазинчиков и  таверна.

Потом поселок Kera и монастырь Panaya Kera. И наконец оказались на плато Лассити (Lassithi), известное своими ветряными мельницами. На перевале перед плато находятся руины старинных каменных мельниц.

Мельницы используются для подъема воды из колодца или скважины в большой бетонный резервуар. Далее по трубам вода подается на огороды. Любопытно, что каждая лопасть - это маленький парус. Парусность мельницы можно регулировать, сворачивая отдельные лопасти.

Наиболее красиво плато выглядит весной или в начале лета, когда поля активно орошаются. Все плато покрыто белыми парусами мельниц. Мы, к сожалению, такую картину не застали. Работали только отдельные мельницы.

Мы сделали кольцо вокруг плато и направились через Kastelli в Archanes, куда добрались к 16 часам. Арханес наиболее симпатичная деревушка со множеством интересных строений, в архитектуре которых прослеживаются венецианские мотивы.

Можно задержаться на пару часов. Мы же торопились в Кносс и выехали в 17.

Через полчаса добрались до Кносса. Мы специально оставили Кносс на вторую половину дня. В это время здесь не так людно. Но к конце дня мы были уже сильно уставшими, и восприятие притупилось. Все-таки такой значительный объект нужно посещать на свежую голову :). Музей работает до 20 часов. Мы пробыли почти до закрытия. На Крите много раскопок, но Кносс и Гортина, по моему мнению, обязательны для посещения.

Вернулись в Сталиду в 20:40. Проехали 170 км, сожгли 11 литров бензина. Заправлялись по 1.76 евро. Маршрут занял 11 часов.

День десятый (7 августа, воскресенье)

Выехали в 9.  Держим курс на Матала (Matala). В деревне Венерато (Venerato) путеводитель обещал интересный монастырь Moni Palianis (один из самых древних на Крите). Найти не смогли. Указатели водили нас по кругу, местные жители тоже.

В Agia Varvara остановились около церкви 13 века. Сам поселок не понравился.

Следующая остановка недалеко от Zaros, в 5 км от которого расположен монастырь Vrontisi. Великий критский художник Михаил Дамаскинос (учитель Эль Греко) был здесь монахом. Вход в монастырь находится в тени двух огромных платанов. Слева расположен венецианский фонтан 15 века.

К 13 часам добрались до Гортины. Древний римский город. Остатки строений разбросаны на очень большой площади. В отличии от Кносса почти никакой реставрации. Раскопана лишь малая часть. Колонны лежат посреди виноградников и оливковых рощ, а римский кирпич и черепица устилают землю. Осмотр занял полтора часа.

На фото ниже церковь Святого Тита, 6 в.н.э.

Древний театр.

Раскопки Гортины.

Нераскопанные участки.

В 16 мы приехали в Фестос (Festos). Дворец в Фестосе сопоставим по размерам и возрасту с Кноссом, но в силу ряда исторических причин он известен меньше. В отличии от Эванса, археологи, работавшие здесь, не стали реконструировать и додумывать. Поэтому Фестос выглядит более оригинально. Осмотр закончили в 17.

На фото ниже центральный двор дворца в Фесте.

По нашим ощущениям, обязательными к посещению должны быть Кносс, Гортина и может быть Фестос. Остальные раскопки можно смело проезжать мимо. Они могут быть интересны только профессионалам или особенно увлеченным любителям.

В 17:15 мы наконец добрались до пляжа Матала на южном побережье. Путеводитель описывал это место как укромный уголок. Однако мы обнаружили здесь большой, очень людный и шумный пляж. Скалы северной части залива буквально усеяны искусственными пещерами. Первые пещеры были вырыты во 2 в.до н.э. и использовались как гробницы. В 70-х их облюбовали хиппи. Пещеры открыты для свободного посещения с 8 до 18 часов.

Выехали домой в 19:30. Домой приехали в 21:20. Проехали 230 км. Израсходовали 15 литров бензина на 26 евро.

Ужинали опять в 9 музах около отеля. Попробовали заказать греческую тарелку. Это блюдо подается на двух человек и представляет собой сборник различных национальных греческих блюд. Доели с трудом. Такой тарелкой запросто можно накормить троих человек :). Стоило это удовольствие 18 евро.

Поскольку неработающий прикуриватель нас никак не устраивал, мы обратились в прокат с просьбой исправить или заменить машину. Нам любезно предложили другой автомобиль KIA Picanto. Эта машинка мне понравилась гораздо больше Атоса. Она просторнее, лучше ведет себя на дороге, салон гораздо комфортнее. Но мы опять лишились центрального замка, и сцепление оказалось очень тугим. Любопытно, что при больших размерах Пиканто имеет очень маленький багажник, ощутимо меньше, чем у предыдущих двух моделей.

День одиннадцатый (8 августа, понедельник)

Выехали в 9:17. Хотим иследовать западное побережье. Это самое удаленное от нас место, поэтому едем с ночевкой.

До Ханьи доехали в 11:20. Расстояние от Сталиды 166 км. В Ханье очень сложная дорожная обстановка. Улицы забиты машинами, кругом пробки. Очень трудно въезжали и так же трудно оказалось выехать.

Прошлись по предпортовым старинным венецианским улочкам, вдоль по набережной. Пожалуй Ханья - это самый интересный город на Крите из увиденных нами.

Продолжили путь в 13:30. Долго не могли попасть на хайвей. Удивительные карты Nokia Ovi Maps нас опять водили за нос. Наконец, используя "языка" из местных, мы вытряхнулись на нац. дорогу. Это было в 14:30.

Еще через час мы достигли первого пляжа Фаласарна. Изумительная вода, красивые пейзажи, многокилометровые пляжи. На оборудованных участках есть кафе, лежаки, зонты и пр. стандартные вещи. Песок местами имеет розовые цвет. Очень красиво - изумрудное море и розовый песок.

Выехали в Элафониси в 17:50. От поселка Платанос до Элафониси 47 км. Но дорога очень серпантинистая и местами двум машинам не разъехаться, поэтому перемещаться нужно осторожно. С дороги открываются очень красивые панорамы. На фото ниже пляжи Фаласарны, вид с горной дороги.

Приехали в 19:10. Дело было уже к закату и мы поспешили заняться фотосессией. Осматривать острова решили на следующий день. Элафониси - это группа островов, расположенных у берега. Море здесь очень мелкое (глубина не превышает 1 м), поэтому к островам можно пройти пешком. То тут, то там видишь людей, которые бродят прямо по морю. Этот пляж считается одним из самых красивых на Крите. Песок здесь трех цветов: черного, белого  и розового.

Несмотря на то, что в поселке за пляжем можно без труда снять комнату, мы решили заночевать под открытым небом. Ночи были теплые, безоблачное небо усеяно мириадами звезд. Короче говоря, романтика!

Мы поставили машину ближе к берегу. Тайком принесли пару лежаков. Из отеля мы предусмотрительно взяли два одеяла. И вот с таким снаряжением мы чудесно провели ночь на пляже.

В этот день мы проехали 287 км.

День двенадцатый (9 августа, вторник)

Проснулись рано, в 7 часов. До 10 были на пляже. Позавтракали предварительно купленными продуктами. Пляжи чудесные, вода еще лучше :) Ниже пара фотографий пляжа на одном из островков.

В 10 выехали на пляж Балос. Свернули в сторону Балоса в поселке Agios Georgias в 11:35 на 52 км. Через 3 км началась грунтовка.

Мы долго колебались, ехать или нет на этот Балос. Дело в том, что было неизвестно состояние грунтовки, а страховка не покрывает ДТП и пр. ситуации в случае использования автомобиля offroad. Большинство людей едут на Балос на катере из Ханьи,а некоторые наши соседи говорили, что Элафониси им показался интереснее. И вот после долгих сомнений мы решились.

Грунтовка оказалось совсем не страшной, у нас в садоводствах куда хуже дороги. Протяженность грунтовки 8 км, проехали мы ее за 43 минуты. Дорога идет серпантином, сильно виляет, местами довольно крутой подъем. Но только в одном месте пришлось немного понервничать.

Наверху мы обнаружили стоянку автомобилей, и дальше путь нужно было продолжать пешком. Спуск с перевала вниз к пляжу занял 30 минут, вниз вела отличная тропа со ступенями.

При спуске открывается потрясающая панорама пляжей полуострова Балос. Вот только здесь я понял, почему люди, приехавшие сюда на катере, недооценивают красоту этого места. Только с перевала открывается такая удивительная картина, ехать на катере - ошибка.

Подъем по тропе занял, как ни странно, столько же времени. Просто при спуске мы активно фотографировали. Выехали от грунтовки в 17. От Платаноса до Ханьи 48 км. Это расстояние проехали за 40 минут. В 20 часов вернулись домой.

Пробег составил 306 км.

Ужинали в кафе "Артемис". Внешне место респектабельное, но отношение официантов очень не понравилось. Было ощущение, что нас просто игнорируют. Здесь был бесплатный WiFi, но работал он очень плохо. Готовят вкусно и обильно, как и везде. В конце принесли по маленькой рюмочке местной водки за счет заведения.

Пару слов хочется сказать об одной особенности заправок Shell. Обычно на всех заправках машину заправляет сотрудник станции. Водителю даже не нужно выходить, если только он не хочет заплатить картой. Так вот просишь сотрудника залить 95-й (unleaded), а он улыбаясь и кивая головой льет тебе в бак 98-ой (V-Power). Естественно платишь дороже. Таким образом, заправляясь на Shell, нужно выходить и вести себя активно.

Стиль вождения тоже имеет некоторые особенности. Критяне не признают двойную сплошную и смело идут на обгон через нее на закрытом повороте. Таким образом, нужно быть готовым к таким фокусам. Обочина на нац. дороге активно используется автомобилями для того, чтобы пропустить тех, кто торопится. Обочину можно рассматривать как одну из полос. Полицию на дорогах мы видели только дважды. Сложилось впечатление, что к людям они не пристают. Скоростной режим никто не соблюдает.

День тринадцатый (10 августа, среда)

Пляж, книги, шопинг....
Море успокоилось. Вечером искал точку съемки панорамы Сталиды.

День четырнадцатый (11 августа, четверг)

Погода испортилась. Тучи, ветер, море опять разволновалось. К обеду облака немного разошлись. Перед ужином сходил на точку еще раз снять панораму Сталиды.

Последний раз ужинали в Элласе.

День пятнадцатый (12 августа, пятница)

Утром в 5 часов нас забрал автобус в аэропорт. Выехали без приключений. Самолет прилетел без опозданий. В 14 часов мы в Питере.