Отчет о поездке на озеро Сайма (Финляндия) с 4 по 11 августа 2014 года.

Оглавление

День 1. Старуем.
День 2. Описание стоянки.
День 3. Радиалка на о.Рухонсари.
День 4. Вокруг острова.
День 5.
День 6. Переезд.
День 7.
День 8.

Вступление

Три года назад мы совершили продолжительный поход по озеру Сайма и собрали массу полезных сведений о маршруте и инфраструктуре вокруг (отчет см. здесь). С тех пор у нас произошли очень радостные изменения, у нас родилась прелестная дочка! :) Сейчас ей только два годика и поэтому мы решили вместо очередного похода просто пожить в известном и красивом месте, пользуясь уже собранной информацией.

Мы выбрали в качестве места для отдыха остров Хиетасари (Hietasaari). Координаты стоянки широта  61°19'33.73"С, долгота  28° 6'13.58"В. Это четырехзвездочная стоянка, на которой есть баня, беседка с жаровней, места для костров, туалеты. Две небольшие бухточки практически примыкают друг к другу, разделяясь только короткой перемычкой. Каждая из них имеет прекрасный песчаный пляж. Южная бухта имеет причалы для яхт и катеров, в северной можно стать на якорь. Описание стоянки можно прочитать здесь, вооружившись гугл переводчиком. Наш прошлый отчет об этой стоянке можно найти здесь.

День первый, 4 августа, понедельник. Стартуем.

Планировали выехать в 9 часов утра, но по своему обыкновению смогли выбраться только в 10:10. По дороге остановились сделать грин карту, что заняло около 10 минут. На границе были в 12:45 (ехали через Брусничное). Очередь оказалась маленькая 10 машин. Российскую границу прошли примерно за полчаса. Финскую прошли чуть быстрее и в 13:30 мы были уже в Финляндии.

По дороге нам нужно было докупить кое-какие продукты и мы заехали в магазин "Лапландия", что сразу у границы. Там нет овощей, фруктов и молока. Пришлось заезжать в следующий магазин "Lidl". Там же на парковке и перекусили. Это было уже после 15 часов.

Машину планировали оставить на какой-нибудь турбазе. Хотелось по ближе подъехать к острову, что сократить переход на веслах до минимума. Наиболее удобным местом оказалась база отдыха "Lomakeskus Saimaanranta". Выехали от Lidl примерно в 15:30 и уже через полчаса были на территории базы отдыха. Парковка оказалась довольно дорогой. За стоянку в течении 8 дней с нас взяли 50 евро. Директриса наша соотечественница, на стойке администрации работают русскоговорящие сотрудники. Оформление заняло минут 20. У них был удобный для сборки байдарки песчаный спуск на пристани, куда можно было подъехать на машине вплотную.

Шли курсом полный бейдевинд, переход занял 3 часа.

В северной бухте стояло российское судно "Робинзон"  с рыбаками (3 палатки). В южной бухте я насчитал 9 финских судов и еще некоторое количество моторных лодок. Прилично!

Пока поставили лагерь, переоделись и устроились прошло довольно много времени. Легли спать только в 0:30.

Время в пути 2:54
Время в движении 2:45
Одометр 11.35 км
Ср. скорость 4.1 км/ч
День был жаркий. Воздух прогрелся до 20 градусов, ветер СВ-В.

День второй, 5 августа, вторник. Описание стоянки.

Подъем в 9 часов.

Прошелся по стоянке осмотрел ее внимательнее. Ниже вид на пляж в южной бухте.

Вот типичные суда-посетители этих стоянок.

Одной из главных особенностей этой стоянки является наличие бани. Собственно это в какой-то степени и определило наш выбор с маленьким ребенком. Баня отличная. Себе бы такую на дачу!  :)

Для того, чтобы сауна оставалась чистой и посещение ее было удобным для всех отдыхающих, на стоянке заведены правила пользования и даже на русском языке. К сожалению, из моего опыта поездок в Финляндию, чаще всего по-русски написано только, куда нужно выбрасывать мусор и т.п.

Также существуют правила пользования стоянкой.

Вечером прогулялись по острову. В 100 метрах от стоянки есть маленькое озерцо с заболеченными берегами. Тропинка, которая начинается в южной бухте у костровища, идет верхом над озером и выводит через лес на западный берег острова.

Ну западном берегу серия пляжей. Те что северней - частные. Мы вышли на прекрасный песчаный пляж, но вскоре нам дали понять, что мы находимся на частной территории и в целом это нежелательно.

Вечером ушел "Робинзон" и мы перебрались на их место из южной бухты в северную. На самом деле она ориентирована немного на запад и здесь виден закат. Также в северной бухте швартуется меньше судов и вероятно она должна быть немного чище и спокойнее.

Ниже вид на северную бухту.

День третий, 6 августа, среда. Радиалка на остров Рухонсари.

Встали поздно в 11 с копейками, поели и в 14:30 выдвинулись на осмотр соседнего острова, на котором размещается пятизвездочная стоянка. Очень было любопытно осмотреть стоянку с максимальной оценкой в 5 звезд. Информацию об этой стоянке, а также ее координаты, можно взять здесь.

Дошли туда примерно минут за 50, расстояние 3.6 км.

На острове несколько стоянок. На западном берегу, в пространстве между тремя островами, находится стоянка для байдарочников (на катере или яхте туда причалить сложно). Места достаточно для 5-6 палаток. Мы как раз там застали наших туристов, которые путешествовали от туркомпании "Время приключений". Байдарочная стоянка расположена удобно - она удалена от основной многолюдной стоянки, но геометрически расположена недалеко от всех удобств.

Основная стоянка в большой бухте, ориентированной на север, имеет большой причал для катеров и яхт, несколько крытых беседок, мест для костра, сауну и туалеты.

На самом северно мысу тоже есть отдельностоящая полянка с какими-то удобствами (см. карту ниже) .

Вероятно высокую звездность стоянка получила из-за удобного и большого причала для яхт, ну вообще своих размеров. Принципиально ничего нового по сравнению с нашей здесь мы не нашли. Она показалась нам людной и потому неуютной. Отдыхая на природе всегда хочется чего-то более уединенного. А вот для яхтсменов, вероятно, это будет как раз то, что нужно.

Неторопливый осмотр занял час, еще час дорога назад, таким образом в 17:30 мы были уже у себя в лагере. Вечером сходили в сауну. Погода весь день была отменная. Температура воздуха до 27 градусов, а вода 24. Красота!

День четвертый, 7 августа, четверг. Вокруг острова.

Подъем в 9:30.
В 13:30 вышли на прогулку на байдарке вокруг нашего острова.

Обнаружили серию диких стоянок при входе в южную бухту на левом ее берегу, а также на западном берегу в южной его части до начала частных территорий. Пляжи на всех этих стоянках галечные, иногда встречается мусор, удобств естественно никаких. Но до сауны дойти пешком можно.

Надо сказать, что к этому времени мы уже стали тяготиться нашем местоположением. Радужное впечатление от посещения этой стоянки три года назад было утрачено. Дело в том, что проходя походом с остановкой только на одну ночь, нам многое было тогда незаметно.

Во-первых, вода здесь оказалась не такой чистой как хотелось бы. Сейчас простояв на одном месте уже три с лишним дня мы увидели, что финны сливают воду с камбузов на своих судах прямо в озеро. Конечно, у большинства есть септики на борту. Но возможно, что кто-то его не имеет. После рыбалки народ чистит рыбу и бросает потроха прямо в воду у берега и они потом заваниваются.

Во-вторых, через остров проходит большой и довольно интенсивный поток отдыхающих, а хотелось бы большего уединения. Конечно, финны ведут себя очень тихо, большую часть времени они проводят у себя на борту. Но все равно кто-то постоянно шныряет через наш лагерь и весь наш быт оказывается у всех на виду. Даже на нашей замусоренной Вуоксе мы чувствовали себя лучше.

Итак, мы решили переехать на дикую стоянку, одну из тех, что разведали в этот день.
Сделать это сразу же мы не смогли, после возвращения из прогулки нас накрыл ливень.

Кстати на этих пляжах палатки нужно окапывать, так как песок неглубокий и вскоре у нас под палатка текла река.

После дождя был очень красивый вечер.

День пятый, 8 августа, пятница.

Подьем в 9:40. Сохнем.

Вчера вечером пришла российская яхта, познакомились с ее хозяином. Договорились провести вечер вместе. Сходили в сауну, выпили водки, обсудили политическую ситуацию. Ну как обычно :) Переезд не состоялся. А днем собирали чернику в лесу около лагеря.

День шестой, 9 августа, суббота. Переезд.

Дочурка сегодня ночью очень плохо спала, дала в общем прикурить всем на стоянке. Очень у нее звонкий голосок! Те, у кого дети, думаю понимают.

Подъем случился только в 10:30. После завтра начали собирать лагерь и перебрались на новое место на западном берегу. Вот куда нужно было идти сразу! Ни единой души, тишина, чистейшая вода и природа. В общем рекомендуем всем идти сюда, если планируете стационарный отдых. Повторюсь, что до сауны отсюда при желании идти недолго, так что главное удобство не будет потеряно.

Ниже вид на наше новое место.

День седьмой, 10 августа, воскресенье.

Прогулялись пешком вокруг южного полуострова между нашим лагерем и официальной стоянкой. Осмотрели подроблее берег. Встретили двух женщин из Питера на байдарке Викинг 4.7 от компании aquagraphic.spb.ru. Нужно посмотреть их каталог повнимательнее. Раньше я о них ничего не слышал.

День восьмой, 11 августа, понедельник.

Подъем в 8. Вышли в 10:50. Были на турбазу в 13:40. Во время выгрузки немного покапал дождь. Сушились, мылись, собирались, обедали.

Средняя скорость по дороге обратно у нас получилась 3.8 км/час, общее время 2:50. Ветер был все время в морду ЮВ. Прошли 10.6 км.

Выехали в 17:30. Около часа провели в Lidl, там же и перекусили.

В 19:20 мы на российской границе. Финном прошли моментально, не выходя из машины (были вторыми). На российской границе контроль занял минут 20. В 19:40 выехали дальше. В 20:20  остановились поужинать на берегу карьера сразу после Толоконниково. Ну и грязище же там! Не зря фины кругом пишут о том, куда кидать мусор, по-русски. Как стыдно за родное отечество. Домой добрались в 22:30.