Отчет о походе по озеру Сайма в Финляндии с 25 июля по 8 августа 2015 года.

Оглавление

День 1. Старуем.
День 2. Подъезд к старту.
День 3. Старт.
День 4. Остров Seurasaari.
День 5. Дневка на Seurasaar.
День 6. Остров Mantyluoto.
День 7. Дневка на Mantyluoto.
День 8. Переход на остров Kirvessaari.
День 9. Дневка на Kirvessaari.
День 10. Вторая дневка на Kirvessaari.
День 11. Переход на остров Linnansaari.
День 12. Linnansaari.
День 13. Linnansaari.
День 14. Назад в Орави.
День 15. Водопад в Иматре.
Оценка сублимированных продуктов Suble-bu.

Вступление
В этом году опять-таки решили путешествовать по озеру Сайма. Как и в прошлый раз, нас подкупил тот факт, что это место уже хорошо нами изучено, что облегчало подготовку и проведение этого похода.

Предыдущие отчеты можно найти здесь и здесь.

Однако, в тоже самое время хотелось новизны  и было решено познакомиться с озером Haukivesi, что в переводе с финского означает Щучье озеро :) У нас таких тоже много. Это озеро также входит в систему рек и озер Сайма. К тому же наша дочка уже подросла и мы были готовы совершить несложный поход, вместо того, чтобы сидеть на одном месте.

На этом озере расположен национальный парк Linnansaari, на сайте которого можно найти подробную карту с нанесенными на ней стоянками и правила посещения парк. Вот прямая ссылка на брошюру.

На каждой стоянке установлены информационные стенды с аналогичной информацией.

В качестве старта предлагается два населенных пункта Oravi Village и Porosalmi Village. В них расположены пункты проката байдарок и др. лодок, кэмпинг, парковка, магазины и пр. необходимые удобства. Поэтому стартовать из этих точек лучше, хотя конечно можно начать из любого другого места. Орави немного ближе к Савонлинне и мы решили начать оттуда. У Орави есть свой сайт, где можно подробнее познакомиться с этим местом.

Главное отличие стоянок в этом национальном парке от стоянок, которые мы посещали раньше, - это необходимость вывозить мусор самостоятельно. Таким образом, нам приходилось таскать свой мусор все 12 дней. Я старался сжигать все по максимуму, включая даже детские памперсы. Консервные банки обжигал и расплющивал топором. В таком виде они занимали совсем мало места в лодке. Кроме того, раньше нам встречались бесплатные сауны, здесь же единственная сауна на о.Линнансаари стоила 18 евро. И еще, стоянки в южной Сайме почти всегда были оборудованы беседкой с жаровней. Здесь же такая беседка была только в условно платном кемпинге на о. Линнансаари.

Я добавил стоянки на озере Haukivesi в свою карту стоянок на Сайме. Этой картой пользоваться удобнее, но на ней отмечено не все.

В этом походе у нас появилось новое снаряжение, аккумулятор с солнечной батареей, PowerMonkey Extreme. Также мы решили впервые попробовать часть продуктовой раскладки составить из сублимированных продуктов, чтобы уменьшить объем и вес. Сублиматы закупали в интернет-магазине "Субле-Бу".

Итак, по порядку.

День первый, 25 июля, суббота. Стартуем.

Выехали из дома в 10:08. Погода стоит отличная, днем воздух прогрелся до 23 градусов. Однако настроение вскоре оказалось подпорчено многокилометровой пробкой на трассе Скандинавия. Добрались до границе только в 14:02. Несмотря на санкции и публикации в СМИ о значительном снижении турпотока в Финляндию, на границе мы обнаружили очередь из 150 машин и проходили границу 2 часа! Планируемое время прибытия в Савонлинну было сильно превышено. Туда мы добрались только в 17:40.

В Савонлинне сложная ситуация с парковками, поэтому будет полезно предварительно ознакомиться с местами, разрешенными для стоянки. Эту информацию можно взять на официальном сайте города.

Поужинали в уже знакомом ресторане Majakka. И вот тут мы впервые оценили произошедшие с нашей валютой изменения. Ужин стоил 39 евро (около 3 тыс. руб.), что в рублях превышало обед в Питере раза в два! Но было, как обычно, вкусно и хорошо :) Да и, кстати, салат-бар бесплатно :)

После ужина прогулялись по набережной, поиграли на детской площадке и опробовали новый супер горшок. Рекомендую это устройство для родителей с маленькими детьми, которые часто путешествуют. К сожалению, мы нашли его не сразу, только к трем годам :).

На ночь решено было остановиться в кемпинге Vuohimaki. Место под палатку стоило 15 евро, плюс с каждого посетителя по 6 евро (дети до 3 лет бесплатно). Итого 27 евро. Довольно дорого для того, чтобы поспать в собственной палатке. Однако кемпинг хороший. За эти деньги постояльцы получают душ, кухню с плитками, микроволновками и даже какой-то посудой, WiFi, детская площадка, сауна бесплатно только в утреннее время. В административном корпусе есть кафе, где можно перекусить или позавтракать. На фото ниже цены более подробно.

Я рассматривал вариант начать поход отсюда, но смущал переход по судоходной Сайме в черте города, а также длинный переход до национального парка (около 40 км) без достоверно известных стоянок. Но это тоже неплохой вариант. Кстати здесь есть прокат лодок.

В 22:20 поставили палатку и устроились на ночлег.

День второй, 26 июля, воскресенье. Подъезд к старту.

Прогноз погоды на этот день был очень плохой и мы приняли решение перенести начало похода на следующий день, а этот потратить на шоппинг, который все равно планировался, но в конце путешествия. Воскресенье не самый удачный день для этого, ведь большинство магазинов в Финляндии закрыты, но ничего не поделаешь. На ресепшн кемпинга выяснили какие магазины могут быть открыты в воскресенье: Prizma 12-18, K-Citymarket 12-18, Sokos 12-16, H and M 12-16.

Дождь шел эпизодически с 7 утра, поэтому выехали из кемпинга только в 13. В Орави выехали в 18:20. Прогноз полностью оправдался, температура воздуха опустилась с 17 градусов утром до 11 к 17 часам, ветер усилился, ливень. В 19 часов прибыли в Орави.

Место под палатку стоит 15 евро, но других платежей нет. Парковка стоит 2 евро ночь, но при длительной парковке предоставляется скидка и за 11 ночей мы заплатили 12 евро. На территории туристического центра есть бесплатные душ, туалет и WiFi :). За отдельную плату можно воспользоваться стиральной и сушильной машинами, а также сауной. Есть продуктовый магазин, прокат байдарок и каноэ, прокат турснаряжения, яхтенная швартовка, слип для лодок, качели, веломашинки для детей, ресторан (не рекомендуем), гостиница.

День третий, 27 июля, понедельник. Старт.

Подъем в 8.

Погода отличная, только немного ветрено. Ветер южный 3-5 м/с с порывами до 6-7. Шли против ветра. Температура воздуха в 16 часов 20 градусов.

Ниже фотографии туристического центра Oravi Village. Вдали под черепичной крышей видна терраса ресторана. За этим зданием расположены душевые, туалеты и комната со стиральной машиной.

В левом крыле находится продуктовый магазин, а справа вход в ресторан и администрация центра.

Причалы для швартовки яхт и катеров.

Вышли в 13:30.

Долго укладывались, я искал способ уложить парусное вооружение так, чтобы его как-будто бы не было :) Эта задача никак не хотела решаться. Но оставить кемпинговые кресла я тоже не мог. Пришлось пожертвовать гитарой. Как потом выяснилось, мы не угадали. На всех стоянках были вполне комфортные скамейки, а вот гитары не хватало.

Прошли мимо стоянки Louhisaari 3* (номер 57 на карте выше). Она нам не понравилась, слишком открытая, скалистая.

Встали на о. Iso-Tuunas в 15:30. Координаты стоянки 62°03′37″N, 28°35′14″E (номер 61). Стоянка двойная. Западная площадка маленькая, но со своим очагом и столом. Находится она в камышах, так что сразу и не заметно. Вторая площадка просторная, ориентирована на юг-восток, с песчаным пляжиком. На ней также оборудован очаг и обеденный стол со скамьями. Между площадками расположены дровник с топором и пилой, туалет.

У стоянки оказался серьезный недостаток - очень много комаров.

Сфотографировать основную площадку я забыл. Есть только фото западной площадки.

Время общее в пути 2 часа
Средняя скорость 4 км/ч
Одометр 7 км.

День четвертый, 28 июля, вторник. Остров Seurasaari

Встали в 9.

Решили перейти на следующий остров, пользуясь благоприятным ветром. Именно сегодня по прогнозу ветер будет северный, а в последующие дни он подвернет на юг. Таким образом, перейти в крайнюю южную точку по парусом будет удобнее именно сегодня. Ветер слабый 1-2 м/с, что в принципе тоже хорошо для начала.

Вышли в 13:30. Вышли поздно, так как собирал парусное вооружение и снова по-новому укладывал вещи. Вторая балка аутриггеров пересекает среднее пассажирское место, что плохо. Маруся пока еще поместиться, но перспективы никакой нет.

Под слабым фордаком едва ползли. Машенька скоро уснула, мы наслаждались редким для этого лета солнышком. Настолько расслабился, что потерял анемометр, пытаясь им, как обычно, измерить температуру воды. Поленился привязать к борту и просто накинул на руку. Очень жаль. Хороший девайс.

Пришли на остров Seurasaari в 16:25. Координаты 61°59′56″N, 28°39′49″E (номер 50).

Прекрасное место, прекрасная стоянка! Длинный песчаный пляж, просторная поляна с двумя очагами. Ну и конечно обязательный дровник с пилой и топором и торфяной туалет.

Остров большой, богат черникой и грибами. Комары тоже были, но меньше, чем на предыдущей стоянке. Стоянка ориентирована на северо-запад. Закат с нее виден, но весь день она находится в тени. Жарким летом это безусловно плюс, но таким прохладным каким выдалось это лето, хотелось больше света и солнца. Еще из минусов, нет удобного подхода к воде, чтобы помыть посуду или набрать воды. Приходится тянуться рукой.

Наблюдали возле нашей стоянки  семейство лебедей. Папа-лебедь был на стреме и гонял уток.

Время общее в пути 2:48
Средняя скорость 3.1 км/ч
Одометр 8.6 км.
Ветер Ю-З 1-2 м/с
Температура воздуха макс. 20 градусов.

День пятый, 29 июля, среда. Дневка на Seurasaari

С раннего утра и до 15 шел дождь. Мы спрятались в дровнике, который был наполовину пустой, так что можно было поставить туда кресла. Жилплощадь увеличил, растянув перед входом в дровник тент. Стало возможно выбраться из палатки и комфортно функционировать, невзирая на осадки.

Зарядил сегодня телефон от нового аккумулятора с солнечной батарей с 6 до 96%. Осталось еще 67%. Полет нормальный. Купил-таки аккумулятор с солнечной батарей PowerMonkey Extreme.

Жена набрала кучу грибов (в основном подберезовики), так что на ужин сэкономили банку тушенки :)

В 20 часов нас опять полил короткий дождик.

Вечером к нашему лагерю вышла женщина, жительница Швейцарии, родом из Финляндии. У нее была полная корзинка лисичек.

Максимальная температура воздуха было 17 градусов. Штиль. Прогноз rp5 сегодня оказался точнее NOAA.

Вечером после дождя было очень красивое небо.

Очень понравилась конструкция очагов, которые здесь повсеместно используются.

Две регулируемые во высоте и вращающиеся решетки. Регулировка выполнена в виде кулачкового стопора. Костровище закрывается крышкой, которая в откинутом состоянии может выполнять роль полки для дров или других предметов. Обязательный экран для защиты от ветра со стороны воды. Плюс имеется опять-таки регулируемый по высоте крюк для подвеса котелка.

День шестой, 30 июля, четверг. Остров Mantyluoto

Подъем в 8:20. Вышли в 12:15.

Ветер очень хороший, юго-западный 3-4 м/с. Идем бакштагом, иногда фордевиндом. Разогнались до 8 км/ч. Это был один из самых ярких переходов под парусом. Лодка бесшумно неслась к цели, лишь иногда слышался плеск волны. :) Сразу после выхода пробовал идти дождик, но туча вскоре, едва задев нас, ушла в сторону. К обеду распогодилось, выглянуло солнце. Настроение было отличное.

Встали на обед на уже знакомом месте, острове Iso-Tuunas, в 13:55. Облачность остается примерно 70%. На острове стояла большая компания из Питера на 5 байдарках. Мы остановились в западной бухте на меньшей площадке.

До обеда у нас получилось так:
Время общее в пути 1:33
Средняя скорость 5.6 км/ч
Макс. скорость 9.3 км/ч
Одометр 8.51 км.

На обед попробовали съесть что-нибудь из взятых сублиматов. Попробовали суп куриный с вермишелью (Леовит) и борщ украинский. Суп оказался плохим, борщ можно оценить на четверку. Покупали все сублиматы здесь.

После обеда вышли в 15:40.

Встали в 17:20 на острове Mantyluoto. Координаты стоянки 62°05′43″N, 28°27′47″E (номер 63). При подходе этот островок малозаметен на фоне соседнего более крупного острова.

Островок очень симпатичный, но маленький и здесь только две кривые площадки под палатку.

Нам повезло, там стоял только один финский катер, который вскоре ушел. В итоге мы поставили палатку прямо в дровнике, благо он оказался необычайно просторным и наполовину пустым. Это было обосновано еще и по другой причине, по прогнозу ожидалась ночью гроза.

Стоянка ориентирована на юг и находится в 30 метрах от другого более крупного острова.

Весь день заботливо выкладываю свой новый аккумулятор на солнце. К концу дня тучи разошлись и я наконец-таки смог приподнять заряд на 9%. Теперь у меня было 76%.

В 21:45 пошел дождь и до 23 так и не закончился. Грозы не было.

Путевая статистика после обеда.
Время общее в пути 1:41
Средняя скорость 4.8 км/ч (2.6 узла)
Макс. скорость 8.4 км/ч  (4.5 узлов)
Одометр 7.9 км (4.27 морские мили).
Всего за день прошли 16.4 км.

День седьмой, 31 июля, пятница. Дневка на Mantyluoto.

Переменная облачность, по сравнению с предыдущими днями солнца много. Воздух прогрелся до 20 градусов. Хороший день!

Встали в 10:20. После завтрака сходили на соседний остров - грибов мало, черники много. Тропинок нет совсем, приходится ломиться по густым зарослям, грунт каменистый и ходить сложно.

К 18 часам полностью зарядилась моя новая АБ от солнца. Пока поведения устройства соответствует заявленным характеристикам.

С нашего островка открывается красивый вид на озеро. Примерно такой.

День восьмой, 1 августа, суббота. Переход на остров Kirvessaari.

Давление растет, однако натянуло тучи. Облачность 100%. Ночью усилился ветер и похолодало. Машенька спала беспокойно, пришлось даже выйти из палатки и посидеть с ней на крыльце, успокаивая.

Утром прочитал прогноз - днем дождь. Решили остаться еще на день.

Завтракали с костром, было холодно. Ветер по прогнозу западный 5 м/с.
После завтрака немного задремали. Нас разбудили трое итальянцев, которые решили пообедать на этой стоянке. Забавно, молодые ребята решили пойти в поход там, где летняя температура, как у них в Италии зимняя.

Распогодилось, ветром разогнало тучи, появилось солнце. Явно фактическая погода изменилась не по прогнозу.  Приняли решение сделать переход на след. остров.

Вышли в 15:34.

Ветер оказался бодрее, чем я ожидал. Как только поднял стаксель, бак стало заливать водой. А там жена и дочка. Кроме того сильно увеличился крен. Порывы ветро 7-8 м/с. Пришлось сразу же срубить стаксель. Под гротом тоже оказалось неплохо.

Курс бейдевинд, скорость до 5 узлов. Драйв! Но вот дочке моей это не понравилось совсем. Кричит: "Не хочу ветер, не хочу кататься на лодке!" Жена ее успокаивает: "Ну мы же летим, как птица!". А в ответ: "Не хочу лететь, как птица!". )))
Ну что тут скажешь?!

Дошли до острова Kirvessaari в 17:15. Координаты стоянки 62°09′25″N, 28°23′59″E (номер 65). Набрали много воды, сдвинулась подмачтовая балка (хорошо, что убрал стаксель), девочки мои вымокли насквозь.

Только успели разгрузиться и поставить палатку, как пошел дождь минут на 40. На этот раз точнее оказался прогноз NOAA, хотя и немного запоздал. После короткой паузы нас нахлабучил уже сильный ливень.

К ужину после дождя растянули тент. Мне любезно помогли финны, который стояли на соседней площадке. Они же поделились с нами наколотыми дровами. Чай пили у костра. Перед сном опять пошел дождь и уже не заканчивался до утра.

Приготовили очередные сублиматы. Суп с белыми грибами получил оценку 2. Грибов не чувствуется, по вкусу как супы Галина Бланка, не сытно.  Рис по-болгарски с овощами (Леовит) можно брать. Оценка 3-4.

Время общее в пути 1:39
Средняя скорость 5 км/ч
Макс. скорость 9.2 км/ч
Одометр 8,27 км

День девятый, 2 августа, воскресенье. Дневка на Kirvessaari.

Отличная погода, +19 в полдень. Ветер западный и наша стоянка, ориентированная на юг, защищает от него. Балдеж!

Встали в 10:40. Сушимся, стираемся. Светка ушла за грибами. Температура воды у берега 22 градуса.

На этом острове две площадки, расположенные на некотором удалении друг от друга и поэтому полностью автономные. Набор удобств стандартный туалет, дровник с инструментом, очаг, столы и скамьи. Обе стоянки красивые. Одна ориентирована на юг, а другая - на запад. Западная чуть меньше и более плоская. Южная большая, но расположена на покатом склоне. Западную стоянку не фотографировал.

После 15 небо стало затягиваться тучами, пошел дождик. После дневного сна в 18 отправились в гости к нашим новым знакомым, москвичам, которые путешествовали на катере.

Обедали сублиматами. Борщ сибирский с мясом (Леовит)  - 4 балла. Щи из свежей капусты с мясом невкусные, кислые - 2 балла.

До 22:30 пробыли в гостях. Весь вечер срывался дождь, но так и не разошелся. Всю ночь шел дождь.

Зарядил телефон с 3 до 94%. Остаток в АБ 66%.

День десятый, 3 августа, понедельник. Вторая дневка на Kirvessaari.

Встал в 9, холодно, около 15 градусов, пасмурно. Прогноз NOAA опять неточен. Развел костер к завтраку.

В 12 немного потеплело до 17. Вода 19. После 12 облачность уменьшилась, ветер западный 2-3 м/с.

После 14 пришли трое немцев на российских байдарках "Ладога". Я уже встречал раньше немцев на байдарках компании Тритон. В 2011 году в Мюнхене даже сам видел в продаже эти лодки. Я их направил на западную площадку, откуда в уже ушли москвичи. Еще через час мимо нас прошла большая группа из 5 лодок, вероятно тоже немцы.

На закате решили устроить фотосессию, но опять случился дождик. С летом нам в этом году не повезло.

День одиннадцатый, 4 августа, вторник. Переход на Linnansaari.

Подъем в 8:20. Вышли в 12:15. Вот как ни вставай, все равно раньше 12 не выйти.

Первоначально планировали встать, как нам казалось, на менее людной стоянке на северном берегу острова с координатами 62°07′01″N, 28°28′50″E (номер 52). Но стоянка не понравилась - тесно, темно, много людей (яхта, два катера, несколько байдарок). Тем более для остановки на 3 дня эта площадка никак не годится.

Решили пройти еще пару часов до основного кемпинга и встать там. К тому же удачный ветер этому благоприятствовал.

Однако, чтобы выйти на генеральный курс, нам нужно было пройти в лавировку узкий пролив. Это оказалось непростой, но интересной задачей. Дело в том, что в этом проливе встречались два воздушных потока. Оба потока для нас были встречными. Один дул по основному проливу, а другой - под углом вдоль пролива, примыкающего к основному.

Когда я шел правым галсом направление второго потока не препятствовало движению вперед и я мог выбираться на ветер, как обычно. Однако после поворота на другом галсе лодка оказывалась против второго потока, я вынужден был уваливаться, в результате теряя только что набранную высоту. Совершив таким образом два галса, я вернулся к начальной точке. Что же было делать?!

Решение я нашел, рассмотрев внимательнее форму левого по ходу движения берега. Небольшой мысок в конце пролива, который я стремился обойти, прикрывал от главного потока, если идти прижимаясь вплотную к берегу. В этом случае на паруса воздействовал только второй ветер. Дойдя вплотную к мыску я выходил из под действия второго потока и мог продолжать обычную уже лавировку в основном ветре.

Дальше был прекрасный бакштаг 2-4 м/с, ясный солнечный день. Мы проплывали мимо красивых скалистых берегов. Нам было клево! :)

Пришли на Линнансаари в 15:20. Координаты 62°06′05″N, 28°31′02″E (номер 51)

Не сразу понял куда надо швартоваться на байдарке. Оказалось лодочный слип находится в камышах в левом (лицом к берегу) углу бухты. Почему-то обычно аккуратные финны не потрудились расчистить место для подхода к берегу, а сам берег грязный, разгружаться неудобно.

Обеда сегодня не было, перекусили сухпайком по дороге. Ужин приготовили на сублимированной вареной говядине. Есть можно, но без удовольствия. Ставим 4 балла.

Время общее в пути 3:12
Средняя скорость 3.9 км/ч
Макс. скорость 7.6 км/ч
Одометр 11.7 км
Температура воздуха 20
Ветер западный 3-4 м/с

День двенадцатый, 5 августа, среда. Linnansaari.

Linnansaari - это крупнейший остров национального парка. Расположен этот остров в центре парка и в непосредственной близости от Орави. Здесь есть также ряд небольших достопримечательностей. Вероятно по этим  причинам он был выбран, как место для центрального кемпинга и прочих сервисов.

С Орави установлено постоянное сообщение, ходит катер по расписанию. Можно приехать на один день погулять.

На территории кемпинга есть маленькие домики для проживания, бронь и стоимость здесь.

Из достопримечательностей предлагается посетить дом фермера, превращенный в музей, и природную тропу, которая проходит через обзорную точку на вершине скалы Linnavuori. Полная длина тропы 7 км.

На этом острове расположено несколько яхтенных причалов (см. карту по ссылке во введении), стоянка для байдарочников на северной оконечности острова и просторный кемпинг на юге (см. фото выше).

Кемпинг находится внутри большой и закрытой бухты. Табличка на территории гласит, что ночевка здесь стоит 7 евро, однако никто денег не собирает и оплату не контролирует. Выходит, что оплата по желанию. Швартовка для катеров и яхт 9 евро.

На территории кемпинга расположен небольшой магазинчик с сувенирами, продуктов очень мало (кола, чипсы и печенье). Даже хлеба нет! Можно заказать что-нибудь с материка и вам это доставят это с ближайшим катером. Есть еще сауна за 18 евро.

Из бесплатных удобств есть большая беседка с жаровней, несколько длинных дощатых столов со скамьями и только одно место (!) для костра. Нам было не вполне понятно за что посетители должны заплатить 7 евро за ночь, если по сравнению с остальными стоянками на островах, здесь не предлагается дополнительно ничего. Более того, место это людное и всем у одного костра явно не разместиться.

Короче говоря, мы решили уйти отсюда как можно скорее. Однако из-за погоды нам все-таки пришлось провести здесь 3 дня.

Итак, в этот день, проснувшись в 9 утра, мы в 12 отправились на прогулке по природной тропе. Первым объектом на ней был дом фермера. Здесь, кстати, растет очень много малины.

С крыльца фермерского дома открывается красивый вид на бухту

Дальше по тропе через лес мы вышли в какую-то дикую бухточку с лебедями.

Неподалеку была бобровая запруда. Затем мы вышли к северной стоянке, поднялись на скалу Линнавуори (вид со скалы на фото ниже) и вернулись в лагерь около 16.

Этот день самый теплый в нашем походе - 21 градус. Ясно, штиль.

День тринадцатый, 6 августа, четверг. Linnansaari.

Встали в 10. С 7 утра и весь день идет дождь с небольшими перерывами.  К вечеру развиднелось, потеплело. Целый день в лагере, читаем. Светка сходила за малиной. Малины мало не бывает.

День четырнадцатый, 7 августа, пятница. Назад в Орави.

Встали в 8. Вышли в 11:30. Рекорд однако.
Вернулись в Орави в 13:20.

Время общее в пути 1:50
Средняя скорость 4.2 км/ч
Макс. скорость 8.8 км/ч
Одометр 6.57 км
Температура воздуха 20
Ветер северо-западный 2-3 м/с

Разобрали и помыли лодку. День хороший, солнечный, лодка высохла быстро.
Погрузку закончили в 16:15

Пообедали в ресторане, который находится в здании туристического центра. Не рекомендуем, порции маленькие, цены высокие. Потратили 17.4 + 20.9 евро.

Выехали в 17:48.

По дороге останавливались дважды: достать адрес отеля и купить продукты в магазине на заправке ABC.

В отель в Иматре приехали в 20:50.

День пятнадцатый, 8 августа, суббота. Водопад в Иматре.

Остановились в отеле Center Hotel Imatra. Он очень удобно расположен - на центральной пешеходной улице города и в 5 минутах от главной достопримечательности, водопада Иматранкоски. По ссылке выше можно уточнить расписание пусков воды.

Около 17:30 мы подошли к  водопаду, чтобы занять место. Нижнюю площадку закрывают. Наблюдать можно либо на автомобильном мосту, либо на левом (по ходу течения) берегу. Стоит подойти заранее так как людей набирается очень много.

Пустое русло выглядит так.

Раньше водопад выглядел вот так. Это картина Фёдора Михайловича Матвеева (1753—1826). Водопад Иматра в Финляндии. 1819. Холст, масло. Государственный русский музей, Санкт-Петербург. Статья в википедии.

А вот как это выглядит сейчас.

Воду отключили в 18:20.

В 19:15 выехали на границу. В 19:37 были уже там. Пересекли границу в 20:37. Дома в 23:45.

Оценка сублимированных продуктов Suble-bu.