Отчет о походе по национальному парку Сааристомери. Финляндия 23 июля - 7 августа 2016

Оглавление

День 1. Старт.
День 2. Начало похода.
День 3. Högsåra. Остров ветряков.
День 4. Остров ветряков. Продолжение.
День 5. Sandön. Остров бесконечных пляжей.
День 6. Kråkskär. Остров с фермой.
День 7. Остров с фермой. Дневка.
День 8. Идем на Björkö.
День 9. Björkö.
День 10. Björkö. Продолжение.
День 11. Yxskär.
День 12. Удар в спину.
День 13. Спасательная операция.
День 14. Финиш.
День 15. Возвращение.
День 16. Возвращение.

Вступление.

В этом году мы решили освоить новый район для путешествий - архипелаг, расположенный между Ботническим и Финским заливами в Балтийском море. Этот район называют еще Архипелаговым морем и он считается крупнейшим архипелагом на планете по числу входящих в него островов (более 50 тысяч)!

Путешествовать, конечно же, гораздо легче по заранее подготовленным маршрутам, особенно это важно с маленьким ребенком, поэтому мы выбрали для своего путешествия территорию национального парка Сааристомери (Saaristomeri). Ниже представлена схема маршрута.



Это путешествие имело несколько существенных отличий от наших предыдущих походов.

Во-первых, ранее мы никогда не ходили по соленой воде. Это серьезное испытания для экипировке вообще и особенно для лодок с алюминиевым каркасом.

Во-вторых, путешествуя по пресным водоемам, мы никогда не заботились о наличии питьевой воды. Здесь же на многих островах ее не найти, и это составляет отдельную сложность.

В-третьих, сколько бы не было островов, но это уже Балтийское море, а не озеро, а значит условия плавания становятся более сложными.

Описание островов, на которых расположены стоянки, можно найти здесь. Пресной воды нет ни на одной официальной оборудованной стоянке. Воду можно найти на некоторых яхтенных стоянках, полный перечень которых опубликован здесь. Географическая карта с дополнительной информацией для путешественников, рыбаков, яхтсменов  и пр. товарищей здесь.

Подробнее об этих и других неожиданностях дальше по ходу рассказа.

Общие правила пересечения границы и путешествия по дикой природе в Финляндии собраны в отчете о нашем первом походе по озеру Сайма.

День 1, 23 июля, суббота. Старт.

В прошлом году оказалось удобно начинать поход в одном из официальных визит-центров национального парка.  Есть парковка, удобное место для сборки и спуска лодки, кемпинг, офис, где можно обзавестись картой и пр. Таким местом в Сааристомери является курорт Казнес (Kasnäs).

В этот раз были предприняты дополнительные усилия с тем, чтобы  выехать пораньше, - машина была загружена накануне вечером. Однако, выезд состоялся, как обычно, в 10 часов утра. На границе мы были в 13:20 (по дороге покупалась грин карта, делались санитарные остановки). Российскую границу мы прошли в 14:30, а от финнов выехали в 16:10, пообедав и заправившись  алкоголем в магазине беспошлинной торговли.

Подъезжая к Казнесу, проезжали по красивому мосту, с которого открываются дивные виды на архипелаг, когда сразу понимаешь, что ехали не зря! К сожалению, было уже темно для фотосъемки, поэтому привожу фотографию одного лишь моста.





В Казнес добрались в 20:50. Офис национального парка оказался закрыт (режим работы с 10 до 16). Фотография ниже была сделана уже после завершения похода. Большую часть здания занимает музей Nature Center Blue Mussel, посвященный местной природе, очень интересный (вход бесплатный). Также там можно приобрести не очень хорошие карты, какие-то сувениры и получить консультацию или помощь от гостеприимных сотрудников нац. парка.



Кемпинга не оказалось, сотрудники яхтенной марины поблизости сказали, что встать на ночлег мы можем где угодно. Мы так и сделали. Свернув сразу за офисом на проселочную дорогу мы выехали на пляж, где и разбили лагерь в 21:40. Координаты стоянки  N59°55'28.61", E22°24'19.82" (координаты можно просто копировать в строку поиска гугл или яндекс карт без каких-либо изменений). Фото также были сделано уже на финише. Ниже указатель на пляж, а ещё  ниже и он сам.




Казнес оказался довольно большим курортом. Здесь есть яхтенная марина, спа-отель, прокат байдарок и пр. снаряжения, магазины, рестораны. Отсюда отходят паромы на различные острова архипелага. Здесь людно, много машин. Непосредственно перед курортом расположены огромные неохраняемые бесплатные парковки, где мы в итоге и оставили свою машину на 2 недели. По сравнению с прошлым годом здесь оказалось дешевле. Старт из Казнеса ничего для нас не стоил.

Кстати, все вышеперечисленные социальные объекты хороши видны на Гугл картах. Вбейте координаты нашей стоянки  или название населенного пункта, и все будет как на ладони.


Ниже реальные фотографии с места событий.

Общая схема курорта Казнес. Все фотографии кликабельные.


Въезд на территорию спа-отеля, желтое здание - это магазин, почта, что-то еще.



Вход в продуктовый магазин с расписанием работы.



Пункт проката туристического транспорта на любой вкус, но только на толстый кошелек.


Собственно сам прокат.


 Расписание движения паромов, так для примера.



Итак, путевая статистика:
Общее время в пути 11 часов.
Одометр 562 км.



День 2, 24 июля, воскресенье. Начало похода.


Встали в 9. Завтрак в 11. После завтрака отправились в офис парка, чтобы обзавестись картами архипелага, однако хороших крупных карт мы не нашли. В основном были в наличии различные брошюры или схемы не предназначенные для туристов.

На сборку лодок ушло 2.5 часа с 12:40 до 15:10.

В этом походе нам удалось переломать столько снаряжения, сколько ни разу не ломалось. Может быть Сааристомери находится в геопатогенной зоне? :)

Счет открыл автомобильный аккумулятор, когда все было готово для начала путешествия и оставалось только отогнать машину на парковку, она не завелась. Пришлось обратиться за помощью к сотруднице музея и офиса. Она нашла нам техника из яхтенной марины, молодой человек помог завести машину. Покатавшись полчасика, чтобы хотя бы немного подзарядить аккумулятор, мы поставили машину на парковку и в 17:50 все-таки отчалили от берега.


На берегу на старте дуло 3-4 м/с С-З-З. Я вышел под парусом, а мой друг на двухместной "Вуоксе" на веслах.

Первый переход я запланировал как обычно самым коротким - 8 км. Во-первых, в этот день обычно тратится много времени на сборку лодок и другие дополнительные дела. Во-вторых, нам еще нужно втянуться в походный график жизни, требуется некоторая акклиматизация после города.

Руслан, почти как я и рассчитывал, добрался до места за  1 час 40 мин. Однако, мы неправильно загрузили лодку, создав дифферент на нос, и ему было тяжело управлять ей.

У нас же переход проходил совсем по-другому. Сначала мы долго выбирались на ветер к проливу между о. Хольма и о. Седерен, а затем и по самому проливу. К сожалению, как я не старался усовершенствовать свою лодочку, острее 60 градусов идти она не может - очень большой дрейф. Оно и понятно - шверт висит на боку, короткий.

Приятной неожиданностью (особенно для дочки) было увидеть лисицу, которая вышла из леса к воде на о. Хольма. Я попробовал подойти поближе, но зверюшка испугалась и убежала обратно в лес.

Нам удалось пройти пролив и выйти на открытую воду только в 20:10. Затем ветер начал скисать, и у о. Хёгсара мы вынуждены были взяться за весла.

Встали в 21:40 на о. Хёгсара (Högsåra). Руслан нас уже устал ждать. Зато встреча была теплой и радостной. Рацию мы не договорились включить на этом переходе и поняли, что это было ошибкой.


Координаты стоянки:  N59°56'59.85",  E22°19'56.20".

Статистика:
У нас было взято с собой 8 штук 6-литровых бутылок питьевой воды. 
Без обеда.
Один сеанс связи с интернет. АБ 91%
Солнечно, +20
Общее время в пути 3:52
Средняя скорость под парусом 3.8 км/ч
Одометр 13.02 км.


День 3, 25 июля, понедельник. Högsåra. Остров ветряков.

Здесь у нас была запланирована дневка. Подъем случился в 9.

В 12:40 вышли на прогулку к ветрогенераторам и в поселок.

Хёгсара (Högsåra) - это большой обитаемый остров, на котором расположена небольшая деревушка, две яхтенные стоянки. С материком есть регулярное паромное сообщение, так что сюда можно приехать на своей машине или велосипеде.

Для туристов с палатками оборудована стоянка на западном берегу острова на песчаном пляже. Однако купаться здесь очень плохо - берег сильно зарос водорослями, и вода похожа на суп. Даже мыть посуду проблематично. Стоянка оборудована кирпичным очагом, столом со скамьями, дровником (без обычных пилы и топора), туалетом. Места для палаток очень много. Ниже фотография стоянки.



Остров интересен установленными на нем ветрогенераторами. Я впервые видел их так близко, можно было даже подняться по лесенке до двери ведущей внутрь. Выглядят ветряки футуристично, особенно на фоне леса.





Можно послушать, как шелестят своими лопастями ветряки, отбрасывая гигантские тени на окружающий ландшафт.



Поселок больше похож на садоводство, только с большими участками. Не похоже чтобы люди там жили круглый год. Яхтенная стоянка находится в поселковой бухточке справа, а слева причал для паромов.

На территории яхтенной стоянки есть небольшое кафе-бар, бестолковый магазинчик с сувенирами и, самое главное для нас, бесплатная колонка с питьевой водой. Рядом расположен местный общественный пляж, туалеты, умывальники.




Чтобы найти колонку с водой, нужно пройти немного дальше правее яхтенной швартовки, изображенной на фотографии выше, до сувенирной лавки и от нее подняться вглубь леса метров на 30 по тропе.

День был солнечный, погода прекрасная. Температура воздуха в тени 22 градуса.
Трижды включал телефон - АБ 68%
Без обеда, так как задержались на прогулке.
Одной поллитрушки бензина хватила на 4 едки.


День 4, 26 июля, вторник. Остров ветряков. Продолжение.

Погода по-прежнему остается хорошей. Температура в тени 23, на солнце - 27 градусов. Ветер слабый 0-2 м/с. На завтра обещают 5 м/с.


Решил сделать еще одну дневку и подождать хорошего попутного ветра, чтобы получить удовольствие от перехода под парусом.


Наша стоянка - очень людное место. Гости острова непрерывным потоком идут на этот пляж. Прошлись с Русланом по берегу в южном направлении до частных территорий.

АБ телефона 47%


День 5, 27 июля, среда. Sandön. Остров бесконечных пляжей.


Ранний подъем в 7 утра.


Ночью была слышна работа ветряка, один из них стоит прямо над пляжем.

Погода отличная. Ветер по прогнозу западный 5 м/с. Вышли в 11:10.


Учли предыдущую ошибку, включили рации. Сеансы связи условились проводить раз в полчаса. Но сразу же начались косяки, я забыл отрегулировать громкость и она оказалась выключенной, поэтому в установленное время связаться не удалось. Пришлось сойти с курса и сблизиться с Русланом для выяснения причин.

Шли с хорошей скоростью, однако идти кратчайшим путем мы не смогли, поэтому мы разделились. Руслан начал огибать остров с востока, а мы с запада.

Встали в 13:24 на острове Sandön. Официальная стоянка оказалась переполненной , и мы встали в соседней бухте, где тоже было уже несколько яхт. Поскольку обе стоянки ориентированы на север и северо-восток, здесь рано уходит солнце. Координаты стоянки: 60° 2'13.08"N, 22°19'47.76"E.


Ниже фотография бухты, где расположена официальная стоянка.




Фотография бухты, где остановились мы (желтая палатка вдали)


Из удобств на официальной стоянке имеются: очаг с решетками, стол, скамьи, туалет, дровник. На этот раз с маленьким туристическим топором, прикованном большущей цепью. Как это не похоже на Сайму! :) В нашей бухте никаких удобств не было предусмотрено, но она более солнечная. Обе стоянки очень людные. Питьевой воды здесь нет.

Остров интересен своими протяженными песчаными пляжами и длинными косами, по одной из которых можно даже перейти на соседний остров. Остров является частью моренных гряд, сформировавшихся во время последней ледниковой эпохи, и входит в состав хребта

Са́лпаусселькя. На противоположной части этого хребта находится остров Юрмо (Jurmo) с подобным ландшафтом.






Статистика:
Общее время в пути 2:07
Макс. скорость 10.6 км/ч
Сред. скорость 6 км/ч
Одометр 12.59 км.
Темп. ночью 19 град
Темп. днем 22 град
Телефон АБ 0%
АБ 60%
На этот раз 1 заправки примуса (0.5 л бензина) хватило на 5 едок.


День 6, 28 июля, четверг. Kråkskär. Остров с фермой.

В день перехода встаем пораньше, подъем в 7 часов. Вышли, как обычно, в 11.

Погода стала портиться. Натянуло тучи, ветер слабый, опять в лоб (З-ЮЗ 3-4 м/с). Новый анемометр сломался, старый я утопил в прошлом году, поэтому ветер определяю на глаз. Анемометр стал второй жертвой этого похода.

По плану нам нужно сделать остановку на соседнем острове Хельсингхольм (Helsingholm), где есть яхтенная стоянка, чтобы набрать питьевой воды. Яхтенная стоянка - семейный бизнес. В описании этой марины на сайте www.visitsaaristo.net питьевая вода не указана, но есть кафе. Надеемся купить воду или попросить.

Руслан, как всегда, пришел на веслах раньше нас. Мы пытались лавироваться в течении часа, но потом бросили это гиблое дело и тоже перешли на весла. В итоге в 12:30 мы были на месте. Вскоре пошел дождик, так что мы пришли очень вовремя.






Руслану разрешили набрать только 2 бутылки воды бесплатно. В продаже воды нет. Нам с ребенком разрешили наполнить остальные 4 бутылки. В общем питьевая вода здесь есть, но расход ее у них ограничен. Кран с водой расположен снаружи здания, где находится продуктовый магазин, прямо на стене дома.

На этом острове есть рыбный и продуктовые магазины. Можно купить молоко, мороженное, чипсы, пиво, сладкие булочки. Хлеб можно заказать на след. утро. Есть также сауна, помещение для обеда и отдыха, где мы укрылись от непогоды, туалеты, душ, мусорные контейнеры. Кстати, мусор, как и в Линнансаари, приходится возить с собой.

Пытались переждать дождь до 14:45, но не выдержали и вышли, как только дождь немного ослабел. Прогнозы на этот день не подтвердились.

Обогнув остров на веслах, вышли на ветер и пошли под парусом, причем с приличной скоростью 6-7 км/ч. Ветер иногда скисал, и тогда мы подгребали веслами, но большую часть пути мы шли под парусом. Дождь скоро закончился и распогодилось, выглянуло солнышко потеплело. Дочка почти сразу уснула и проспала 1.5 часа, как раз когда стало хорошо. Сеансы связи проводим стабильно каждые полчаса. В целом переход получился быстрым и с ветром повезло. 

Пришли на остров Кракскар (Kråkskär) в 18:30. Координаты стоянки:  59°58'37.30"N,  22° 2'54.54"E.

Остров Кракскар очень красивый. Здесь долгое время жила финская семья. Сохранился дома, возделанная территория - луг, фруктовые деревья. Кто-то вывозит сюда пастись овец. Дом превращен в музей, в нем собраны предметы обихода того времени. Однако он заперт, и можно разглядывать все это только через окна.






Овцы здорово развлекли нас и в особенности нашего ребенка. Это было классное развлечение - гладить и кормить овец.

Луг, на котором стоит дом, сжат двумя скальными массивами, вылизанными когда-то ледником. Очень живописные пейзажи.

Стоянка находится на южной стороне в глубокой бухте. Удобства: основной очаг на пляже оснащен крючьями и решетками, длинная скамья рядом с ним, дровник с хорошим топором, туалет, стенд с информацией о нац. парке и картами в ящике. Стола нет. Слева на скалах есть дополнительный небольшой очаг со скамьей. Там обычно швартуются яхты. стоянка малолюдная. Воду набрать здесь негде. Старый колодец у дома давно уже не работает.




Статистика:
Общее время в пути 7:20
Время в движении 5:10
Сред. скорость 4 км/ч
Одометр 20.4 км.
Расход питьевой воды 12 литров в сутки на всю команду.
Без обеда, обошлись перекусом.


День 7, 29 июля, пятница. Остров с фермой. Дневка

Встали в 9:30, возможно спали бы еще, но напугали овцы, которые заблеяли совсем рядом.

Ветер южный 3-4 м/с. Переменная облачность. 

Предприняли осмотр острова. На северной стороне острова, позади дома есть еще одна удобная для швартовки бухточка. Возможно она и служила основной пристанью, когда этот остров был обитаем. В этом месте много мест под палатку, два стола со скамьями. 

Наиболее живописным берегом мне показался северный и оба мыса той бухты, где мы расположились.





Вместо обеда сделали ранний ужин, чтобы успеть использовать выгодное освещение для фотографирования.


День 8, 30 июля, суббота. Идем на Björkö.

Этот переход один из самых длинных по плану из-за отсутствия промежуточных стоянок. Он оказался самым непростым по факту.

Попытались встать в 7, но дождь загнал обратно в палатки. Дождь закончился только в 8:20. Вышли в 12.

Ветер ЮЮВ 4-6 м/с с порывами до примерно 8 м/с. Первоначально планировалась остановка для обеда на о. Лонгшер, но при таком ветре я туда выйти без лавировки не могу. Лавироваться же на моей лодке оказалось бессмысленно. Поэтому обед и встречу перенесли немного севернее на о. Северный Стюрсхольм (Norra Styrsholm). 

Мы пришли туда в 14 часов. Координаты:  59°56'40.10"N,  21°54'5.73"E. 

Руслан сильно отстает, при свежем ветре ему очень трудно выгребать. К тому же, как потом выяснилось, лодка опять оказалась загружена с дифферентом на этот раз на корму. В результате байдарка имела повышенную парусность.

Как раз в тот момент, когда мы вышли к месту встречи, пала очередной жертвой этого похода рация. Связь была потеряна. Руслан сумел добраться  к нам в 15 часов.

После обеда мы переложили вещи в лодке Руслана, правильно отбалансировав ее, и вышли в 17:15. 

Ветер зашел на ЮЮЗ. Прежний курс удерживать больше не могу, удалось выйти к острову Бреншер (Brannskar). Становиться понятно, что до Бьйорко нам сегодня не дойти. Пытаюсь идти в лавировку между островами Нётё (Noto) и Фарё (Faro), но вскоре сдаюсь и у Фарё берем в руки весла. Оставшееся расстояние проходим на веслах. Ветер все время в лоб. 

В 21:30 встали в частной яхтенной марине. Здесь устроена небольшая гостиница, места для проведения банкетов. Координаты стоянки:  59°54'34.38"N,  21°45'4.31"E. 




После созвона с начальством сотрудники разрешили встать нам бесплатно на вертолетной площадке за территорией отеля.




Неудобно, но спасибо, что вообще не прогнали. До цели мы не дошли 5.7 км. Других мест для лагеря, даже диких, мы не нашли. кругом скалистые берега, либо частные дома.


Статистика:
Общее время 9:49
Время в движении 6:04
Сред. скорость 4 км/ч
Макс. скорость 8.2 км/ч
Одометр 24.46 км.
День был солнечный и жаркий.

День 9, 31 июля, воскресенье. Björkö.

Встали в 9:50. Воды набрать нам не дали, так как вода у них привозная. Ближайший привоз оказался через час и мы заказали две бутылки по 5 л (5 евро бутылка).

Прогноз на этот день западный ветер 10-12 м/с. Без всяких сомнений идти нужно на веслах. Разобрал парусное вооружение и сложил в лодку.

Вышли в 14 часов. При выходе из пролива нас встретил сильный лобовой ветер и волны, которые иногда прокатывались по палубе байдарки. Идем очень трудно около 2 км/ч. Тем не менее Руслан нас опять опередил на полчаса. Пришли в 16:10.

Стоянка расположена в глубине бухты длиной 1 км! Берега бухты представляют сплошные скальные стены. Красотища! 

Стоянка оказалась неприспособленной для путешественников с палатками, хотя на карте здесь был отмечен кемпинг. Рекомендуемое для постановки палатки место совершенно для это непригодно. В результате встали на скалах. Ветер оставался сильным и пришлось потратить еще изрядно времени, чтобы натаскать снизу камней и укрепить штормовыми оттяжками.



Вид на бухту со скал просто потрясающий!



Из удобств здесь были стандартный очаг со скамьями, дровник, топор, туалеты. Впервые за 4 года путешествий по финским озерам дровник оказался пуст! :) 

Остров Бьйорко чрезвычайно красив. Это самый яркий остров на нашем маршруте. И я бы рекомендовал его к обязательному посещению. Суровая северная природа, отшлифованные ледником скалы, удивительное внутреннее озеро создают неповторимый пейзаж. 

К великому сожалению,  устроить дневку и спокойно осмотреть остров не получилось. Плохой прогноз на послезавтра и последующие дни. Усиление ветра до 15-16 м/с. А ведь следующий переход нужно совершить по сильно открытой воде. Это единственный переход, когда мы оказываемся не прикрыты от открытого моря архипелагом островов. При таком ветре даже на веслах идти опасно, так как должна будет развиться высокая волна больше метра. Дополнительным доводом было то, что наш лагерь очень невыгодно расположен - он совершенно не защищен от такого ветра. Единственная возможность уйти с острова и во время вернуться (это самая удаленная точка от старта) - это уходить завтра. Но уйти, не осмотрев главное достопримечательности острова, было невозможно.

Статистика:
Этот день без обеда из-за позднего завтрака и выхода.
Села батарея у фотоаппарата.
Время в пути 2:20
Одометр 5.67 км.




День 10, 1 августа, понедельник. Björkö. Продолжение.

Встали в 7:20.

Небо затянуто тучами, ветра почти нет.

Умылись и побежали без завтрака осматривать озеро. Вышли примерно в 8 часов.

Озеро невероятно красивое. Вокруг проложена туристическая тропа. В трудных местах есть лесенки и перила. Везде на маршруте расставлены указатели. К сожалению, вся информация только по-фински и шведски. Даже на английском языке ничего нет.


На фотографии ниже видно, какой тоненькой стенкой отделяется озеро от моря. Уровень воды в озере при этом выше.





Вернулись с прогулки в 10, были готовы выходить в 13. Но тут задул сильный ветер и это были вовсе не обещанные 2 м/с. Дуло метров 7-8 по меньшей мере с порывами до 10.  При этом наблюдаем странную картину на яхтенной швартовке. Лодки отходят, а через некоторое время возвращаются или крутятся на месте как будто в нерешительности. Попытался пообщаться с яхтсменами, но ничего нового не узнал. У них были такие же прогнозы. Приняли решение выжидать. Со скалы было видно, что горизонт прочищается, а ветер дует из-под тучи, которая уже проходит. Через полчаса ветер стал стихать и пошел мелкий дождик. Вспомнилась поговорка:

Дождик раньше, ветер вслед -
Жди от шквала всяких бед
После шквала дождь пойдет -
Значит, скоро шквал пройдет.

Вышли в 14:12. Выйди в море, обнаружили вполне приличную ситуацию. Ветер южный 4-5 м/с, волна через палубу не хлещет, нормально! Поставили дополнительный парус и погнали вперед со скоростью 6 км/ч. :)

Через некоторое время ветер зашел на восток и нужным курсом идти я уже не мог. Встреча была назначена на о. Трунсё (Trunsö). Там яхтенная стоянка и можно надеяться пополнить запасы пресной воды. Однако выйти к нужной точке я  не смог и оказался километром севернее. Это расстояние прошли на веслах.

Прибыли в 16:30. Руслан опять нас опередил примерно на полчаса.

На Бьйорко было трудно прийти, уйти с него тоже было трудно. Но суровая природа восхитила. Этим он напомнил нам о. Путсари в Ладоге.

Остров Трунсё оказался полной противоположностью Бьйорко. Как раз распогодилось, выглянуло солнышко и Трунсё показался нам теплым, гостеприимным и каким-то по-домашнему уютным.

Кемпинга здесь нет, но можно встать за деньги. Нам предложили стоянку для двух лодок, как для одной яхты, то есть 12 евро в сутки. В эти деньги входила также сауна, душ, пользование кухней. Здесь также есть туристическая тропа с живописными видами. Воду набрать смогли бесплатно на общественной кухне. Есть небольшой прилавок с сувенирами. Купили дочке термокружку с символикой национального парка.



Вышли в 17:45. Ветер повернул на запад. Теперь, двигаясь на восток, этот ветер стал для нас попутным. Как это меняет дело при наличии паруса! Руслан больше на веслах не ходил :) Мы взяли его на буксир и шли при этом со страшной скоростью до 8.5 км/ч.

Переход на Икскар (Yxskär) занял три часа. А это между прочим 17 км! Понеслись, как пуля! :)
Прибыли в 20:45.

Статистика:
Сели батарейки в GPS навигаторе Garmin Ledend. Хватило примерно на 22 часа.
Без обеда, использовали сухпай.
Общее время в пути 6:30
Время в движении 5:14
Ср. скорость на отрезке Бьйорко - Трунсё 4 км/ч
Ср. скорость на отрезке Трунсё - Икскар 5.8 км/ч
Одометр 25.87 км.

День 11, 2 августа, вторник. Yxskär.

Проснулись поздно. Ночью была сильная гроза. Утром продолжал накрапывать дождик.

Осмотрели стоянку. Есть очаг и скамьи у него, дровник с топором и дровами, туалет без бумаги (как это возможно?! уму не постижимо), стол (почему-то в 50 метрах от очага), а также соль для овец, много соли! Ох уж эта соль, знали бы мы до чего она нас доведет!





Из-за этой соли овцы исправно приходят несколько раз в день в кемпинг и обильно удобряют территорию. Ходить опасно! :) Вероятно хозяева овец так борются с национальным парком за остров.




На этом острове мы сделали еще одно открытие. Оказалось мы были атакованы клещами. Не буду вдаваться в подробности, однако следует сразу предупредить, что, по видимому, все острова, на которых пасут скот, представляют такую опасность. Кроме того, уже после похода мы выяснили, что этот район вообще известен в Финляндии повышенной клещевой активностью.

Сам остров достаточно красив. Он, конечно, уступает Бьйорко. Внутренне озеро заросло и вообще на озеро не похоже. Вокруг этого болотца проложена тропа с указателями. Тропа выводит к очень живописной бухточке,

 
а свернув слегка в сторону, можно оказаться высоко на скалах и полюбоваться окружающим пейзажем. В общем есть, что посмотреть, кроме овец и клещей. :)


А вечером здесь вот такие красоты!



Остров не очень людный, но кто-то постоянно здесь останавливался. Ниже зеленая яхта, которую пожилая пара из Хельсинки купила и теперь путешествует на ней по Балтике. Я вот тоже так хочу :)


Мы пообщались с ними и были приглашены на борт. Это старенький деревянный монотип фолькбот, проект 1950 г., 1969 г. постройки. Имеет длину 7.6 метров и была куплена в Швеции за 5.5 тысяч евро.

Пробую ловить рыбу, но рыбак из меня никудышный. Главным образом, хочу показать дочке, что такое вообще ловить рыбу, как выглядит удочка и какова технология. А то у нее впечатления о рыбной ловле исключительно по сказкам о Хоме и Суслике. :) Однако от этих персонажей мы далеко не ушли - рыбалка закончилась полной неудачей. Зато сколько было радости от самого процесса.

Вечер закончили игрой в домино и в детскую настолькую "ходилку".


День 12, 3 августа, среда. Удар в спину.


Встали в 10. Очень сладко спалось. А ну и ладно, до следующего острова рукой подать.

Решено неспешно собираться и выходить где-нибудь часа в 3. Погода отличная 20-22, солнечно, ветер ЮЗЮ 5-6 м/с.

Собрали лагерь, перетаскали все вещи к лодкам и тут обнаружили, что лодка Руслана порвана почти по все длине! Катастрофа! Как теперь выбираться. И оставшееся расстояние вдруг стало таким длинным.


Вероятнее всего какие-нибудь заблудшая овца решилась наступить на этот странный предмет и порвала шкуру байдарки. Наши соседи по стоянке еще вчера ушли и мы остались одни на острове. Делать нечего, нужно выбираться. Достали ремнаборы, начали клеить. Клей сохнет 24 часа. А завтра усиление ветра до 15 м/с. Значит мы застряли минимум на 2 суток.

К вечеру к нашему острова подошла яхта, а на ней довольно необычное семейство. Он англичанин, она финка, трое детей свободно болтают на обоих языках. Ричард оценил ситуацию и вызвался помочь доставить Руслана с вещами на следующий остров Vänö на своей яхте. Оттуда уже Руслан сможет уехать на пароме к точке старта. Мы же будем ждать пятницы и под парусом попробуем сразу в Казнес, минуя Vänö.

Романтическая история - английский моряк спасает русского путешественника, чья лодка пострадала от стада овец.

В общем день закончился постановкой лагере на старом месте. Однако потери не закончились, порвался шнур, которым мой аккумулятор соединяется с солнечной батарей. К счастью поход уже подходит к концу.
День 13, 4 августа, четверг. Спасательная операция.

Под утро пошел мелкий дождь. Встали в 7. С Ричардом наметили выход в 9-10.

В назначенный час погрузились на яхту и был готовы уже отдать швартовы, как вдруг грянул гром, разверзлись небеса и полил дождь. Ричард сообщил нам, что ветра он не боится, а вот грозы даже очень. И мы разошлись по палаткам пережидать грозу.

В целом конечно правильно, я и сам маленько струхнул, ведь к нам шла гроза при штормовом ветре с порывами до 15 м/с.

Гроза прошла к 12 часам и в 13 мы вышли. В 14:30 были на Вано. Шли под парусом. Вано большой обитаемый остров. Есть регулярное паромное сообщение с материком. Паром бесплатный.



В 16 уже вернулись обратно на двигателе. Англичанин с семьей ушел сразу. Вечер мы провели одни.

День 14, 5 августа, пятница. Финиш.

Встали в 8. Погода по прогнозу. Ветер ЮЗ 4-5 м/с.

Каркас лодки настолько окислился, что подсоединить аутригеры удалось с большим трудом.

Вышли в 13:10. И сразу как втопили! Идем с невиданной скоростью 9-10 км/ч. под двумя парусами. Я даже стал опасаться за рангоут, выдержит ли. Машка сразу по своему обыкновению заснула и целый час мы наслаждались видами, скоростью, ну и вообще клево было.

Через час наша дочка проснулась и устроила грандиозный скандал. Пришлось супруге взять ее на руки.

Дойдя до Вано, решаю пересечь плес напрямую по диагонали 9 км. Сначала опасался волны, но она оказалась умеренной.

Добрались до финиша удивительно быстро в 16:17. На финише нас уже поджидал дядя Руся. Каждый раз на каждом острове нас всегда встречал дядя Руся!

Пообедали, поставили палатки и пошли гулять по территории курорта. Фотографии в начале статьи. Зашли посмотреть на машинку. Еще одна потеря - сдулось колесо. По дороге в Финку поймали саморез. За 2 недели колесо потихоньку сдулось.

Очередной потерей в этот день стал поративный mp3 проигрыватель, на котором были записаны сказки и детские песенки для нашей дочки.

Статистика:
Время в пути общее 3:08
Ср. скорость 6.8 км/ч
Макс. скорость 10.6 км/ч
Одометр 21.32 км.
Темп-ра воздуха 24.

День 15, 6 августа, суббота. Возвращение.

Я встал в 8 и начал собирать лодку. Остальной экипаж подтянулся к 10. Тепло 22 градуса.

Машина завелась нормально. Того получаса, когда мы покатались, чтобы зарядить аккумулятор, хватило на пуск двигателя. Дали ей поработать 1 час.

Вымыв лодки, оставили их сушиться и ушли в музей.

Вернулись к 15 часам. Поменял колеса местами, пробитое накачал и поставил назад, а целое вперед. Выехали в 18:36. В 20:30 свернули с трассы в поисках ночлега. Встали в 21 час в поле.


День 16, 7 августа, воскресенье. Возвращение.

Встали в 7:30, выехали в 10:15.

По дороге заехали в Disas и закупились санкционными товарами, а именной свежей рыбой.

На финской границе были в 14:50. В 15:15 встали в длиннющую очередь на российской границе. Прошли ее в 17:10.

В 20:00 были дома.

Статистика:
Проехали 580 км
Ср. расход 8 л. на 100.
Температура воздуха 20 град. Дождь.

PS. Каркас лодки очень сильно коррозировал в соленой воде. После похода долго промывал в пресной воде в ванной. Налет снимал мелкой шкуркой. После путешествий по соленой воде алюминиевый каркас нужно как можно быстрее промывать. Лучше планировать финиш в таком месте, где это возможно.

Комментарии

Популярные сообщения